Практическая подготовка социальных работников в зарубежных странах
Страница 2

Информация » Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь » Практическая подготовка социальных работников в зарубежных странах

В настоящее время в США более четырехсот университетов и колледжей предлагают программы, по которым осуществляется подготовка социальных работников. Они выпускают специалистов трех уровней — бакалавров (после четырех лет обучения), магистров (после шести лет обучения) и докторов (после восьми лет обучения). Кроме того, американские колледжи предлагают двухгодичные программы подготовки технического персонала, используемого в социальной работе.

Однако в последние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения в эффективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников. По мнению исследователей, закат американской модели обучения наступил в результате утраты общего, объединяющего фактора - профессиональной самодисциплины, приверженности к универсальным проблемам. Была нарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучения социальной работе.

Европейская модель

практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской. В Великобритании студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы).

Основные модели практического обучения социальных работников классифицированы следующим образом (Ш. Рамон и Р. Сарри):

– Модель личностного роста и развития основана на использовании терапевтических моделей практики в моделях обучения: студент становится как бы «клиентом» супервизора. Обучение в основном индивидуальное и опирается на психологические теории.

– «Ученическая» модель, которую иногда называют «рядом с Нелли» по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой на ткацких станках опытных специалистов («Нелли»). Данная модель опирается на теории поведения.

– Управленческая модель, при которой отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, а основная функция руководителя практики - управление процессом практики. Данная модель опирается на теории управления.

– Модель структурированного обучения, основанная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. Применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельностные (обучение в «команде»). Студент работает под непосредственным наблюдением и контролем руководителя практики. Модель опирается на модель обучения взрослых.

Выбор учащимся той или иной модели зависит от его образовательного уровня. Выпускникам средней школы предлагаются четырехгодичные курсы на звание бакалавра, а выпускникам высших учебных заведений — двухгодичные курсы и годичная аспирантура. Что касается тех, кто не закончил высшее учебное заведение, то для них предусмотрены двух- или трехгодичные курсы.

Последние десятилетия в Европе характеризуются увеличением приема в учебные заведения, которые занимаются подготовкой социальных работников. Поскольку социальная работа требует от своих представителей определенной опытности в жизненных делах, большинство тех, кто ей обучается, находится в возрасте 25, а 30% — 35 лет и старше. Третью часть учащихся составляют мужчины, хотя в социальной работе Великобритании, как и в других странах мира, преобладают женщины.

Как в американской, так и в европейской моделях, важнейшим условием доступа к подготовке работников социальной сферы является наличие определенных личностных качеств, мотивации, жизненного опыта, которые заявляются на специальном экзамене. Обращает на себя внимание тот факт, что достаточно большое внимание уделяется вопросам общей подготовки, здоровья, физического и психического состояния. Подготовка социальных работников включает вариативную часть, охватывающую основы наук, широкие области знания, общие методики и т.д., и региональные компоненты, конкретизирующие различные аспекты подготовки, составляющие основу для практики, проведения стажировок, тренингов, решения реальных проблем, деятельности в конкретных ситуациях. Значительная часть подготовки специалистов сосредоточена в региональных центрах, агентствах, институтах, специализированных школах подготовки персонала для социальной работы.

Система подготовки кадров учитывает то обстоятельство, что в практике большинства стран мира социальная работа общего профиля предусматривает три сферы:

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Удовлетворённость браком молодых супругов
Семья – это динамическое образование, в ходе существования которого выделяются качественно различные периоды. Функции и структура семьи значительно изменяются в процессе развития семьи, в ходе прохождения различных стадий её жизнедеятельно ...

Высшее образование в России и европейское образовательное пространство
Вопрос престижности вузовского образования в России на протяжении всей российской истории претерпевал метаморфозы. До 1917 года сфера подготовки высокообразованных людей была социально дифференцирована. Обучение в университетах было фактич ...

Прогнозирование основных составляющих демографической ситуации: рождаемости и смертности
Для разработки прогноза показателей естественного движения населения нами использован метод экспоненциального сглаживания. Он заключается в том, что уровни исходного временного ряда взвешиваются с помощью скользящей средней, веса которой п ...