Подходы к определению общества в современной науке.

Информация » Гражданское общество, его происхождение и особенности » Подходы к определению общества в современной науке.

Общество бесконечно многообразно, поэтому социологи предлагают несколько их классификаций в зависимости от выбранного критерия. В основе одной из классификаций лежит наличие письменности. В дописьменных обществах умели говорить, но не умели писать. В письменных обществах владеют алфавитом и фиксируют знания.

Другая классификация исходит из уровней управления и степени социального расслоения.

Различают простые и сложные общества. Их сравнительные характеристики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Простое общество (возникло 50-40 тыс. лет назад)

Сложное общество (возникло 10-6 тыс. лет назад)

Имеет:

1) кровно-родственные связи;  

Имеет:

1) широкие и разнообразные связи между людьми;

2) родоплеменную организацию.

Не имеет:

1) имущественного расслоения;

2) классов и государства.

Занимается: охотой и собирательством, что свидетельствует о присваивающем типе хозяйства

2) социальное расслоение;

3) классы и многоуровневое управление обществом через государство.

Занимается: скотоводством и земледелием, то есть имеет производящий тип хозяйства

Определяющим фактором третьей классификации являются способ производства и формы собственности. Такой подход называют формационным. Его выработал К. Маркс, выделив первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с закономерностями, определяемыми производственными отношениями.

В основе четвертой классификации лежит тип цивилизации. Цивилизационный подход акцентирует внимание на том общем, что присуще различным странам и позволяет получить синтезированное представление об обществе.

Западные ученые – Д. Белл, Р. Арон, У. Ростоу, Э. Тоффлер разрабатывали теорию трех стадий развития общества. В соответствии с нею выделяют доиндустриальные (традиционные, аграрные); индустриальные; постиндустриальные. Их отличительные признаки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Отличительные признаки

Доиндустри-

альное общество

Индустриальное общество

Постиндустри-

альное общество

Время возникновения

4 тыс. до н.э.

ХУШ-Х1Х вв.

Последняя четверть ХХ века

Ключевая сфера экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг (прежде всего, наука и образование)

Организа-

ционно-тех-нические характеристики экономики

Малопроиз-

водительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники

Массовое товарное производство на базе замены ручного труда машинным

Эффективное использование достижений НТР на базе регулируемой рыночной экономики

Основы развития

Традиции

Научно-технический прогресс, появление элементов демократии

Новый этап НТР, движение к информационному обществу и зрелой демократии

Ведущая роль в обществе принадлежит

Церкви и армии

Промышленным и финансовым корпо-рациям

Широкой сети банков знаний и данных, гибким социальным структурам

Ведущие социальные группы

Феодалы и духовенство

Предприниматели

Производители информации и бизнесмены

Информационная революция, начало которой относят к 60-м гг. XX века, способствует переходу общества в новое состояние, в информационное общество. Его отличительным признаком является структурная перестройка в материальном производстве, когда информация становится доминирующей сферой воспроизводства и наряду с информационными технологиями занимает ключевое место в экономике стране.


Популярные статьи:

Практическая часть
Мы постоянно оказываемся в конфликтных ситуациях. И хотя они разделяются на производственные и бытовые, социальные и политические, тактика поведения в конфликте, как правило, одна и та же. В мировой конфликтологии сформировался весьма обши ...

Пути решения эффективности применения ЕГЭ в качестве итоговой и вступительной аттестации: мнение ученых и старшеклассников
Анализ выявленных в международных исследованиях факторов позволил О.В. Акуловой, (1), их систематизировать и объединить в следующие группы: Первая группа факторов, связанная с личностью школьника, предполагает ориентацию процесса обучения ...

Анкета
1. Как Вы считаете, данная проблема актуальна на сегодняшний день? да 001 нет 002 2. Если да, то почему? 3. Как вы относитесь к ? оно необходимо для хорошей работы в будущем 003 хорошо устроится на работу можно и без высшего образования 00 ...