Межличностные отношения
Страница 1

В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные (социальные) отношения

. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения

, т.е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям.

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные,

которые

отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения

всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Например, во многих школах существует перечень требований к поведению учеников в стенах школы. В них, в частности, фиксируется характер отношений между учащимися и учителями, а также между учащимися разных возрастов. В отличие от них, на базе личного отношения человека к человеку, в группе складываются неофициальные отношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений.

Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены

, т.е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношенияхрешающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.

Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены, прежде всего, симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняют друг друга.

Помимо этого, выделяют отношения по вертикали (межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Например, отношения между начальником и подчиненным — это отношения по вертикали, а взаимоотношения между коллегами — это отношения по горизонтали.

Нередко различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком.

Вывод.

Личность – это общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

Личность

не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Формирование личности, ее социализация идет: «извне» - через механизмы воспитания и «изнутри» - через механизмы самосоциализации, саморегуляции и самозащиты.

Очевидно, что содержание, способы и методы формирования личности зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов.

Таким образом, личность это и объект, и продукт общественных отношений, и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Гендерная стратификация
Социальная стратификация – это институционализированное неравенство в распределении благ и обязанностей. Гендер – это социально-культурный атрибут, разделяющий людей на категории «мужской» и «женский». Гендерная идентичность – это представ ...

Проблемы социализации детей в школе. Группы сверстников.
Наиболее существенную роль группы сверстников играют в жизни и в социализации подростающих поколений, особенно в подростковом и юношеском возрастах. Подростки и юноши одновременно входят в несколько групп – формализованные и неформализован ...

Управление страной
Теория развития Государственной власти позволяет построить исключительно логичную структуру власти, существенными особенностями которой являются: 1. Разделение Государственной власти соответствует разделению собственности на общегосударств ...