Социальное партнерство как социальное явление: сущность и основные принципы
Страница 3

– наиболее справедливый договор, определяющий использование чужой собственности для производства, – оплата с учетом законных интересов собственника стоимости средств производства, переносимой в продукт труда, возможно также продажа рабочего времени собственнику средств производства в рамках, устанавливаемы законодательством;

– самая справедливая мера труда и мера потребления – свободный договор равноправных партнеров, если ущерб наносимый гражданам, не участвующим в договоре, не выходит за рамки честной свободной конкуренции; правила честной свободной конкуренции определяются законами на основе демократического согласия;

– свободный, полноправный гражданин, привлеченный к платному внеэкономическому служению обществу, имеет право на достойную его таланта и образования долю общественного продукта; если общественное служение потребовало овладеть навыками и знаниями, бесполезными в другой сфере, и овладевший не может в разумные сроки приобрести другие умения, это право не подлежит пересмотру, даже если отпадает необходимость служения; право на возмездное служение дается только по закону;

– свободный, полноправный гражданин, посвятивший себя безвозмездному служению обществу, не имеет привилегий при своей жизни; он достоин увековечивания в памяти потомков;

– поддержка государством отдельных граждан производится только на основе общеупотребительных законов; единственная справедливая причина возникновения персонального покровительства государством свободных граждан со стороны государства – особый талант.

Наряду с экономическими принципами выделяют т.н. частные принципы социального партнерства:

– трехсторонность на основе трипартизма – представительства правительства, профсоюзов и предпринимателей;

– равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей;

– приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;

– каждый последующий уровень коллективных соглашений (договор) не может ухудшать условий договора более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся;

– обязательность исполнения договоренностей;

– доверие и доверительность в отношениях;

– регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

– ответственность за принятые обязательства.

С учетом того, что государство также является участником процессов социального партнерства следует рассмотреть основные принципы государственной службы, зафиксированные в Положении «О федеральной государственной службе» в Российской Федерации. Это – законность; обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих, подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих; внепартийность государственной службы; равный доступ граждан к государственной службе; ответственность государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей; социальная защищенности государственных служащих; стабильность государственной службы.

В российской научной литературе широко используется термин «система социального партнерства», под которым понимается:

– совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);

– совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами и направленных на регулирование социально-трудовых отношений;

– а также – соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности вышеуказанных органов и документов.

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Численность населения.
По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность постоянного населения Республики Саха (Якутия) составила 949,3 тыс. человек . Итоги переписи показывают, что республика не сохранила с ...

Текущий учет населения
Текущий учет населения, который отслеживает изменения численности населения в межпереписной период, базируется на статистике естественного и механического движения населения. Естественное движение населения - рождения, смерти, заключения и ...

Характеристики личности
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные ...