Необходимость и значение статистического изучения демографических процессов в регионе. Понятие демографической ситуации региона
Страница 5

Информация » Демографическая ситуация в Республике Бурятия » Необходимость и значение статистического изучения демографических процессов в регионе. Понятие демографической ситуации региона

Рисунок 1. Возрастно-половая пирамида населения России на 01.01. 2004 г.

Если встречаются возрастные интервалы, отличающиеся от обычных для данной половозрастной пирамиды (например, большинство интервалов пятилетние, а один или несколько десятилетние), то для этих интервалов вертикальные линии будут больше или меньше во столько раз, во сколько эти интервалы больше или меньше обычных, т.е. они будут охватывать больший или меньший (по сравнению с обычными) возрастной интервал, а горизонтальные линии, наоборот, должны в это количество раз, соответственно, уменьшаться или увеличиваться, т.е. исходная численность населения для построения половозрастной пирамиды должна делиться пополам) для обеспечения сопоставимости численностей населения как площадей прямоугольников. На половозрастной пирамиде откладываются численности только для тех возрастных групп, для которых определены верхняя и нижняя границы возрастного интервала и не откладываются для, так называемых, открытых возрастных интервалов (например, 80 лет и старше).

Построив половозрастную пирамиду, сразу можно увидеть молодое население (широкое основание пирамиды) или старое (пирамида сравнительно широка в возрастах старше 50 лет), каково соотношение численности мужчин и женщин в различных возрастах и, наконец, можно увидеть, так называемые, «провалы» (существенно меньшая численность населения по сравнению с соседними возрастными группами) и «выпуклости» (наоборот, существенно большая численность населения по сравнению с соседними возрастными группами) [32, с. 24].

Существуют три составляющих половозрастной структуры населения: рождаемость, смертность и миграция. Рождение относительно большего или меньшего числа детей в отдельные годы, найдет свое отражение в повышенной или, наоборот, уменьшенной численности населения в соответствующих возрастах. Наиболее яркими примерами последнего являются люди, родившиеся в годы войны, и дети, появившиеся на свет в России в девяностые годы XX века.

Смертность постоянно, как бы, «обрезает» численность населения. Она сначала снижается, достигает минимума в возрастной группе 10-14 лет, а затем неумолимо «ползет вверх». Смертность влияет и на соотношение полов. Мальчиков рождается больше, чем девочек. Их соотношение при рождении составляет 104-106 мальчиков на 100 девочек и при этом оно весьма устойчиво и проявляется практически на всех достаточно больших совокупностях родившихся (т.е. там, где действует закон больших чисел). Однако во всех без исключения возрастах в России и большинстве других индустриальных стран смертность мужского населения выше, чем женского. Это приводит к тому, что численности мужчин и женщин при продвижении к более старшим возрастам постепенно выравниваются и достигают равновесия, например, в нашей стране примерно в 33-35 лет. После этого неуклонно нарастает перевес численности женского населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Популярные статьи:

Человек в первобытном обществе
Проведенные в Х1Х-ХХ вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи. Первобытный человек глубоко ощущал св ...

Структура социологического знания и его уровни
Итак, социология в силу масштабности и глубины своего предмета стала развиваться сразу по многим направлениям, которые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо в довольно замкнутые шк ...

Пути решения эффективности применения ЕГЭ в качестве итоговой и вступительной аттестации: мнение ученых и старшеклассников
Анализ выявленных в международных исследованиях факторов позволил О.В. Акуловой, (1), их систематизировать и объединить в следующие группы: Первая группа факторов, связанная с личностью школьника, предполагает ориентацию процесса обучения ...