Профессиональное образование

Информация » Статистика образования » Профессиональное образование

Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения.

Система профессионального образования в России должна будет расширяться в первые годы нового тысячелетия, когда спрос на такие услуги достигнет максимума. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек).

Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск - Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам.

Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:

число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;

результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;

распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;

численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.

К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся:

численность их;

распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;

численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.

Показатели материально-технического обеспечения учебных заведений характеризуют:

наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;

обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами;

обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.

В конце 90-х гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, в которых обучались 2 млн. студентов; 47 негосударственных средних профессиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и 334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн. и 251 тыс. человек. Одновременно статистические данные фиксируют незначительные структурные изменения в подготовке профессиональных кадров специалистов за последнее десятилетие XX в. в России.

В целом по учебным заведениям профессионального образования прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное - в учебных заведениях транспорта и связи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения.


Популярные статьи:

Возглавил кафедру философии в Таврическом дворце – в Ленинградской Высшей партийной школе
В 1964 году Владимир Александрович уехал в Англию на несколько месяцев – месяцев девять он там был, а Здравомыслов уехал в 65-м году на весь год в Кению. Это не было связано особенно с его научными притязаниями, это была преподавательская ...

Основные принципы и формы психосоциальной работы с группой
Психосоциальная работа – это одно из возможных направлений деятельности социальных работников системы социальной защиты населения. Лежащая в его основе идея содержит дилемму: «что важнее – личность или её проблема?» И эта дилемма разрешает ...

Адаптация детей-сирот к современным социально-экономическим условиям
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. ...