Психология профессионального общения социолога

Информация » Искусство профессионального общения социолога » Психология профессионального общения социолога

Этике делового общения посвящены многие учебники, из общей массы которых только один-два заслуживают внимания.

Есть всего лишь два основных принципах общения, от соблюдения которых зависит не только успех профессионального общения, но и то, насколько хорошо мы умеем разговаривать, объяснять и понимать в повседневной жизни.

Начнем с основного. Всем известна мысль о том, что в коммуникативной неудаче никогда не бывает одного виноватого. Это значит, что ответственность за коммуникацию несет каждый.

Для того чтобы добиться успеха в коммуникативной деятельности, социологу необходимо добиться двух разных видов понимания:

1) понимание на вербальном уровне (на уровне адекватного восприятия, прочтения сигналов собеседника, в основном, слов), которое необходимо для установления языкового контакта;

2) глубинное понимание (понимание намерения, представления говорящего – того, что подразумеваемо), необходимое для достижения цели коммуникативного акта.

Критерий успеха общения – успех мероприятия, о котором договаривались (напр., обговоренного плана), воплощение на практике (как оба представляли себе в процессе и, что важнее, в результате коммуникации, так и произошло: оба почувствовали/ощутили то, о чем они договорились, о чем им стало ясно из разговора.[3]

Принцип «пирамиды» в психологии общения.

Известно, что добиться стопроцентного понимания, равно как и на сто процентов точно что-то объяснить, невозможно. Но можно предпринять действия для того, чтобы быть максимально хорошо понятым. Казалось бы, вот каким образом: предоставляя собеседнику предельно четкую формулировку

.

Недостаток этого способа заключается в том, что, чем больше слов используется, тем больше возникает личностных смыслов, следовательно, тем сложнее воспринимать, так как каждое новое слово будет интерпретироваться субъективно: чем больше слов, тем больше необщих смыслов, следовательно, тем сложнее воспринимать и взаимопонимать – в этом и заключается принцип «пирамиды».

Единственным способом избежать «пирамиды» слов и смыслов в повседневной и деловой коммуникации является использование слов, передающих абсолютно максимально идентичное, закрепленное в сознании всех людей конкретное представление о чем-либо. Однако это утопия, поскольку люди с течением времени, в процессе мыслительной деятельности, общения, развития трансформируют смыслы.

Поэтому, чтобы предупредить стихийное изменение смысла слова, это должно быть постоянно сообщаемое, повторяемое, назначенное слово и назначенное же прикрепленное к нему подразумеваемое. По крайней мере в тех сферах, где требуется техническая или иная точность и нежелательно или даже опасно естественное постоянное человеческое мысле- и словотворчество.

Учитывая ускользающую природу слова как передаточного звена подразумеваемого, его природа должна в каждый момент времени отражать актуальные качества передаваемого смысла, например, реальный человек, его поступки, зрительный образ, образ действий, характеристики какого-либо процесса. Чтобы люди в обществе владели этим знаком, он должен формироваться и транслироваться единым признанным институтом (органом власти, профессиональным сообществом) в соответствии с политическими, техническими, экономическими требованиями, целями.

С другой стороны, использование слов, которые имеют наиболее четкие, понятные смыслы для обоих участников общения, должно стать стандартом и важнейшим критерием деятельности (в т.ч. коммуникации) людей в деловых сообществах. Конечно, при условии, что люди хотят быть понятыми, т.к. опыт (в т.ч. международных отношений) показывает, что многим очень выгодно взаимонепонимание людей как источник наживы.


Популярные статьи:

Когда цель не оправдывает средства.
Среди борцов против наркомании бытует мнение, что наркоманы не хотят лечиться. Это неправда. Правильнее было бы поставить вопрос так: где и как можно лечиться? У многих ли есть деньги на это? Во всем мире избавлением от наркозависимости за ...

Миссия детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и перспективы развития его деятельности по защите прав ребенка в Республике Беларусь
Со времени создания Организации Объединенных Наций (1945) объектом ее особой заботы и помощи всегда были дети, их благополучие и права. Одним из первых результатов деятельности ООН было решение, принятое Генеральной Ассамблеей в 1946 г. об ...

Определение социальных рисков
Социальные риски — это риски социального происхождения; вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкр ...