Высшее образование как социальная норма
Страница 1

Информация » Социальные нормы и отклонения » Высшее образование как социальная норма

После непродолжительного спада начала 1990-х в России наблюдается ярко выраженный бум высшего образования.

С 2000 г. число принятых в ВУЗы в нашей стране превышает число тех, кто успешно окончил 11 классов и получил аттестат. В 2003 г. этот разрыв достиг 270 тыс. человек. [6]

Прием в вузы в последние годы превысил 1, 65 млн. человек, ведь иметь высшее образование всегда считалось престижным.

Оценим динамику изменения численности поступающих в ВУЗы опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики [9].

1. Число высших учебных заведений.

Таблица 1 Число высших учебных заведений

1993 /94

1995 /96

2000 /01

2001 /02

2002 /03

2003 /04

2004 /05

2005 /06

2006 /07

Число высших учебных заведений - всего

626

762

965

1008

1039

1046

1071

1068

1090

в том числе:

государственных и муниципальных

548

569

607

621

655

654

662

655

660

негосударственных

78

193

358

387

384

392

409

413

430

Отмечаем общее увеличение числа высших учебных заведений на 464 единиц. Причем количество государственных и муниципальных ВУЗов увеличилось лишь на 112 единиц, в то время как негосударственных стало на 352 единицы, или в 5,5 раза больше. И это несмотря на глубокий экономический кризис 1998 года.

В 2007 г. трудно поверить, что в начале 90-х годов прошлого века молодежь думала: идти в вуз или нет? Многие тогда предпочли сделать выбор в пользу "реального дела", а теперь "добирают" образование, чтобы закрепить тот социальный статус, который получили, отложив свою учебу на более поздний срок.

Но значительная часть поступающих в вузы идет туда в последние годы уже только потому, что не иметь высшего образования становится просто неприличным. Более того, поскольку получение высшего образования делается социальной нормой, можно проследить механизм социального контроля, который осуществляется посредствам санкций, а именно негативных последствий для членов общества не имеющих высшего образования. К таким последствиям можно отнести, например невозможность получить престижную или высокооплачиваемую работу, построить карьеру, занимать высокие должности.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Предмет политической социологии
Хотя объектом политической социологии, как и социологии в целом, является гражданское общество, это не означает, что предмет данной отрасли социологического знания полностью совпадает с представлениями о предмете всей социологической науки ...

Структурный функционализм
Особую разновидность функционализма, крайне важную для понимания этого течения в целом, а также его эволюции, представляет собой структурный функционализм. Рассматривая взгляды Т. Парсонса, необходимо иметь в виду ту стратегию, которой рук ...

Расцвет русской благотворительности.
С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении XVIII века изменить социально-экономическую структуру страны. При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (1775) заведывание призрением ле ...