Высшее образование как социальная нормаСтраница 1
После непродолжительного спада начала 1990-х в России наблюдается ярко выраженный бум высшего образования.
С 2000 г. число принятых в ВУЗы в нашей стране превышает число тех, кто успешно окончил 11 классов и получил аттестат. В 2003 г. этот разрыв достиг 270 тыс. человек. [6]
Прием в вузы в последние годы превысил 1, 65 млн. человек, ведь иметь высшее образование всегда считалось престижным.
Оценим динамику изменения численности поступающих в ВУЗы опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики [9].
1. Число высших учебных заведений.
Таблица 1 Число высших учебных заведений
1993 /94 |
1995 /96 |
2000 /01 |
2001 /02 |
2002 /03 |
2003 /04 |
2004 /05 |
2005 /06 |
2006 /07 | |
Число высших учебных заведений - всего |
626 |
762 |
965 |
1008 |
1039 |
1046 |
1071 |
1068 |
1090 |
в том числе: | |||||||||
государственных и муниципальных |
548 |
569 |
607 |
621 |
655 |
654 |
662 |
655 |
660 |
негосударственных |
78 |
193 |
358 |
387 |
384 |
392 |
409 |
413 |
430 |
Отмечаем общее увеличение числа высших учебных заведений на 464 единиц. Причем количество государственных и муниципальных ВУЗов увеличилось лишь на 112 единиц, в то время как негосударственных стало на 352 единицы, или в 5,5 раза больше. И это несмотря на глубокий экономический кризис 1998 года.
В 2007 г. трудно поверить, что в начале 90-х годов прошлого века молодежь думала: идти в вуз или нет? Многие тогда предпочли сделать выбор в пользу "реального дела", а теперь "добирают" образование, чтобы закрепить тот социальный статус, который получили, отложив свою учебу на более поздний срок.
Но значительная часть поступающих в вузы идет туда в последние годы уже только потому, что не иметь высшего образования становится просто неприличным. Более того, поскольку получение высшего образования делается социальной нормой, можно проследить механизм социального контроля, который осуществляется посредствам санкций, а именно негативных последствий для членов общества не имеющих высшего образования. К таким последствиям можно отнести, например невозможность получить престижную или высокооплачиваемую работу, построить карьеру, занимать высокие должности.
Популярные статьи:
Воспитательные организации.
В процессе социализации человека воспитательных организации играют двоякую роль. С одной стороны именно в них осуществляется социальное воспитание как социально – контролируемая часть социализации. С другой- они, как всякие человеческие об ...
Направления и формы социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении
здравоохранения
Главными направлениями социальной работы с детьми – инвалидами является: повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности и обеспечение максимального восстановления здоровья детей-инвалидов, их реабили ...
Экономическое развитие общества и основные типы потребления
Современные экономисты разработали концепцию типов потребления, т.е. стилей, или типов потребительского поведения людей. Стиль потребительского поведения постоянно менялся на протяжении истории общества, так как изменялись, во-первых, потр ...