Современый этап развития системы российского образования

Информация » Восприятие системы образования РФ старшеклассниками » Современый этап развития системы российского образования

Для современного этапа развития российской системы образования характерно развитие интеграционных процессов в образовании на всех уровнях интеграции с отражением социально-культурных особенностей России. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая заложена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (11).

«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности и национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений»(8, 11, 13).

Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования

способствует формированию общей культуры личности. Содержание профессионального образования

даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Принципы,

на которые принято ориентироваться при отборе содержания общего образования:

принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения, принцип структурного единства содержания образования, принцип гуманизации и фундаментализации содержания общего образования

Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию образования в школе, обеспечивают всесторонний учёт потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан. В педагогической науке разработана система критериев отбора

содержания образования, изучаемого в школе (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):

· целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования её базовой культуры;

· научная и практическая значимость содержания образовательного материала, включаемого в учебные предметы и общественную практику;

· соответствие сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

· соответствие объёма содержания материала имеющемуся времени на его изучение;

· учёт международного опыта построения содержания общего среднего образования;

· соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы(18, 21, 22).

Цели и задачи школьного образования определяют его содержание: солидные базовые знания по родному языку и литературе, математике, естественным наукам, двум и более иностранным языкам, гражданское образование.

Исследование интеграционных процессов показало, что эти процессы обусловлены, прежде всего, экономической и политической интеграцией стран. Интеграционные процессы в образовании становятся движущей силой общественного развития, имея свои закономерности: зависимость интенсивности интеграционных процессов от развития образовательной политики; вовлечение в интеграционные процессы не только субъектов системы образования, но и общественности; создание образовательной среды, открытой к межкультурному взаимодействию.

Интеграция в европейском образовании происходит на нескольких уровнях:

— ценностном;

— программном (содержательном);

— технологическом (методическом)(1, 4, 19).

Итак,

основной вывод, отражающих влияние направляемых изменений на процесс школьного обучения заключается в том, что указанные изменения реально делают процесс обучения открытым, т. е. усиливают проявления в традиционном «классно-урочном» дидактическом отношении влияние факторов самого информационного общества, что превращает процесс обучения в образовательный процесс.


Популярные статьи:

Предмет политической социологии
Хотя объектом политической социологии, как и социологии в целом, является гражданское общество, это не означает, что предмет данной отрасли социологического знания полностью совпадает с представлениями о предмете всей социологической науки ...

Организационно-административные условия и нормативно-правовое обеспечение образования осужденных в пенитенциарном учреждении
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются: разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местно ...

Типология культур. Основные направления в изучении типологии культур
Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает з ...