Социологические исследование восприятия системы образования среди старшеклассников школ г. Череповца. Диагностика критериев и показателей отношения старшеклассников к итоговой и вступительной аттест
Страница 1

Информация » Восприятие системы образования РФ старшеклассниками » Социологические исследование восприятия системы образования среди старшеклассников школ г. Череповца. Диагностика критериев и показателей отношения старшеклассников к итоговой и вступительной аттест

Исследования проводилось на базе МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 9, МОУ СОШ № 12 г. Череповец, было опрошено 151 учеников 10-11 классов. МОУ СОШ №12 является специализированной школой с преобладанием спортивных классов. МОУ СОШ № 3 специализированная школа с углублённым изучением математики. МОУ СОШ № 9 является специализированной школой с углублённым изучением отдельных предметов.

В проводимых в настоящее время исследованиях школьного образования в центре внимания были факторы, явно оказывающие прямое влияние на сферу образования, к которым отнесены:

- информатизация жизни общества;

- демократизация всех сфер жизни общества;

- глобализация;

- становление нового культурного типа личности

- развитие непрерывного образования(2, 6, 7).

Одним из критериев, которые определяют работу системы школьного образования, мы выделяем отношение старшеклассников к итоговой и вступительной аттестации. На основе анализа ответов респондентов мы выделяем как показатель отношения к итоговой и вступительной аттестации три уровня: негативное, нейтральное, позитивное.

Для проведения анкетирования была выбрана методика Н.Е.Щурковой «Недописанный тезис». Положительным в данном методе является выявление реального отношения ученика к заявленной проблеме, а также возникновение большого количества интерпретаций данной темы, неполным доказательством - исследование носит субъективный характер. Ниже предоставлена сводная таблица ответов и общая диаграмма на «недописанный тезис».

ответ

количество человек

оценка знаний/проверка знаний

76

не знаю

23

оценка для поступления в университет

21

проблемы, нервы

9

ЕГЭ

7

начало новой жизни

5

экзамен

5

важное событие

5

Рассмотрим результаты исследования более подробно. Респонденты МОУ СОШ №3 – это учащиеся 10-го класса. ИВА им еще предстоит, поэтому в целом негативизм имеет место быть в контексте ответа - не знаю. Основная масса ответов идет в контексте нейтрального отношения. Например: ИВА - это показатель знаний, результат за определённый период времени, экзамен. Но есть и часть ответов, носящая позитивный характер, т.е. респонденты подразумевают, что ИВА несёт за собой положительный аспект как пример социализации. Аргументами таких ответов служат высказывания: поступишь ты или нет; старания, чтобы поступить и др., что является активной позицией и, следовательно, позитивным отношением. Ответы старшеклассников МОУ СОШ № 3 отражены на рисунке.

Респонденты МОУ СОШ №12-учащиеся не только10-го, но и 11-го класса. В этом году большинству из них предстоит сдавать выпускные и вступительные экзамены, поэтому им эта тема наиболее близка. Ответы респондентов МОУ СОШ № 12 представлены на рисунке.

Появился немалый процент негативных ответов как следствие повышенной тревожности. Например: ИВА - это плохо, это трудно, это проблемы. Но больше всего поразил такой ответ: ИВА - это время коту под хвост. Данный ответ респондента говорит о том, что для некоторых учеников ИВА неважна, они считают, что от нее ничего не зависит, а просто они потратят своё время и силы бесполезно. Вместе с тем есть и позитив: ИВА -это улучшение своей дальнейшей жизни, это оценка для поступления в университет, т.е. способ социализации. Можно сделать вывод, что часть старшеклассников довольна системой образования и считает, что ИВА поможет им в жизни. Не обошлось и без нейтрального отношения к данной проблеме. Некоторые ученики отвечали: ИВА- это оценка знаний за промежуток времени, баллы за экзамен. Сравнивая ответы десятиклассников и одиннадцатиклассников, можно придти к выводу, что чем ближе ученик к ИВА, тем больше отрицательных компонентов он в ней замечает, т.к. повышается уровень ответственности за свою судьбу.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Социальная стратификация и мобильность
Что такое социальная стратификация. Обращаясь к социальной структуре общества, важно не только анализировать многообразие социальных групп и их классификации, но и их "расположение" в социальном пространстве, причем расположение ...

Пути решения эффективности применения ЕГЭ в качестве итоговой и вступительной аттестации: мнение ученых и старшеклассников
Анализ выявленных в международных исследованиях факторов позволил О.В. Акуловой, (1), их систематизировать и объединить в следующие группы: Первая группа факторов, связанная с личностью школьника, предполагает ориентацию процесса обучения ...

Демографическая статистика
С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: · предродительство — период от закл ...