Специфика социальных проблем детей-инвалидов и их семей
Страница 1

Информация » Социальная работа с детьми-инвалидами в учреждениях здравоохранения » Специфика социальных проблем детей-инвалидов и их семей

В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния.

С появлением ребенка-инвалида все семейные функции в целом, образ жизни деформируются. Многие родители уходят в себя, возводя своего рода стену между собой и окружающим миром, социальным окружением – ближним и дальним.[12]

Ребенок с ограниченными возможностями большую часть времени проводит дома, и, естественно, семейный климат, степень психологического комфорта самым прямым образом отражается на качестве и эффективности его реабилитации.

Однако очень много семей испытывают экономические трудности, а некоторые живут за чертой бедности. Для многих семей детское пособие по инвалидности является единственным доходом. Например, когда ребенка воспитывает только мать, и в силу того, что она постоянно должна заниматься своим ребенком, она не может устроиться на постоянную работу. Но это пособие не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни ребенка-инвалида.

Важным и трудно преодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней. [13]

Значительное место в жизни детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, занимают проблемы получения информации. Инвалидам затруднён доступ к получению информации как общего плана, так и имеющий непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано, как правило, экономическими причинами. Например, не все родители детей – инвалидов могут купить компьютер; некоторые дети испытывают дефицит специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, диски для слепых и т.д.).

Дети-инвалиды имеют трудности с получением образования, хотя законы Российской Федерации и её субъектов гарантируют им обязательное обучение независимо от степени физической и / или психической недостаточности с момента ее обнаружения, при этом продолжительность основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее девяти лет. Также гарантируется бесплатность обучения; свободный доступ к образованию любого уровня; обучение с возможно минимальной изоляцией от общества. На практике же инвалиды сталкиваются с трудностями, если желают получить качественное образование и приобрести престижную профессию.

Из-за своей патологии подростки-инвалиды с ограниченными возможностями имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще.

В условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна примерно 2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда. К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего. И очень часто бывает, что родители вынуждены содержать всю жизнь детей с отклонениями. Такое положение обусловлено не столько ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях российской рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких инвалидов рассматривается работодателем как невыгодная и нежелательная.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Социальная составляющая депопуляции
В современной России, как было отмечено в ноябре 2004год. Всероссийском форуме, усиливается и так называемая социальная дифференциация смертности, то есть вымирают в первую очередь бедные и маргинальные слои населения, причем именно среди ...

Социология как наука
Социология – наука, изучающая структуры общества и его элементы, их социальное взаимодействие и организацию. У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего пробле ...

Психологические особенности коммуникаций
Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того чтобы выступление человека оказало нужный эффект ...