Конформизм как вид социального поведения
Страница 3

Информация » Социальный контроль » Конформизм как вид социального поведения

Значение индивидуальности.

Приведенные данные могут создать впечатление, что нет никакой возможности противостоять конформизму. Но не падайте духом: как вы помните, в экспериментах Эша большинство участников подчинялось социальному давлению, но лишь отчасти. Во многих случаях люди отстаивали собственные взгляды, даже столкнувшись с единодушным несогласием большинства. Чем можно объяснить способность противостоять сильному давлению в направлении конформизма? Исследования выявляют два ключевых фактора.

Во-первых, как вы, вероятно, уже поняли, большинство из нас стремятся сохранить свою уникальность, или индивидуальность. Мы хотим быть похожими на других, но не настолько, чтобы потерять свою индивидуальность. Другими словами, наряду с потребностью быть правым и вызывать симпатию, большинство из нас обладает стремлением к индивидуальности

– к тому, чтобы отличаться от окружающих в том или ином отношении. В результате большинство людей хотят быть похожими на других в общем, но не хотят быть точно такими же, как окружающие. Короче говоря, люди хотят иметь, по крайней мере, частицу индивидуальности. В какой-то мере, именно поэтому люди иногда начинают не соглашаться с окружающими или действуют необычно и даже странно. Они осознают, что такое поведение может дорого стоить, имея в виду одобрение или признание со стороны других людей, но желание сохранить свою уникальность оказывается сильнее, чем разнообразные побуждения к конформизму.

Вторая причина того, что люди часто начинают противостоять давлению группы, связана с их желанием сохранять контроль над событиями, происходящими в их жизни. Большинство людей хотят верить, что могут управлять событиями своей жизни, а подчинение социальному давлению иногда противоречит этому желанию. В конечном счете, согласие с мнением группы подразумевает поведение, которое человек вряд ли выбрал бы сам, так как это можно интерпретировать как ограничение личной свободы и контроля.

Таким образом, оказывается, что стремление сохранить индивидуальность ослабляет конформизм. Интересно, что эта модель работает в разных культурах. Поскольку изучение конформизма проводилось с первых дней существования социальной психологии, существует буквально сотни подобных исследований. Фактически, обобщающий анализ, проведенный Бондом и Смитом, включил 133 эксперимента, проведенные в семнадцати странах мира, в которых использовались только задания Эша на определение длины линий. Именно потому, что уступчивость получила проверку в ходе таких одинаково поставленных экспериментов во многих странах на протяжении длительного промежутка времени, Бонд и Смит смогли рассмотреть несколько интересных вопросов. Первый был сформулирован так: могут ли культурные изменения, произошедшие в такой стране, как США (например, социальный «активизм» 60-х годов, растущий интерес к тому, чтобы «оставаться самим собой «), привести с течением времени к снижению уступчивости в том виде, в каком она измерялась в заданиях на суждения о длине линий. Действительно, Бонд и Смит обнаружили, что конформизм ослаб по сравнению с пятидесятыми годами.

Второй вопрос, который рассматривали Бонд и Смит, касался того, варьируется ли уровень конформизма в зависимости от того, является ли общество, в котором проводилось исследование, индивидуалистическим или коллективистским. Индивидуалистические общества – большинство западных наций – самыми важными считают личные цели. Коллективистские общества – большая часть азиатских и африканских наций – делают акцент на групповых целях. Бонд и Смит располагали данными, позволяющими судить о том, насколько эти семнадцать стран обладали индивидуалистической или коллективистской ориентацией. Основываясь на предположении, что члены коллективистских обществ должны больше ценить согласие с окружающими, чем это делают члены индивидуалистических обществ, Бонд и Смит предсказали более высокую степень конформизма в коллективистских странах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Популярные статьи:

Г.Спенсер - английский философ и социолог
Одним из родоначальников позитивизма является английский социолог и философ Г.Спенсер ( 1820 - 1903). Большую часть жизни Г.Спенсер провел как кабинетный ученый, пытаясь соединить эмпиризм с априоризмом, признавая самоочевидное физиологиче ...

Структурная и факторная операционализация
Обратимся к интерпретированному понятию «совместительство» и проведем вычленение в нем основных структурных элементов. Структурная операционализация. Наличие работы по совместительству (заключен трудовой договор, а не гражданско-правовой): ...

Социальное значение семьи и ее функции
Структура и функции семьи Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, у ...