Проблемы организации социального обслуживания сельского населения в современной России
Страница 1

Информация » Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района » Проблемы организации социального обслуживания сельского населения в современной России

Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики [29, ст. 9]. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку. Смысл и пафос такой обязанности государства основывается на весьма простом, но ко многому обязывающем положении: всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ. В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

За период с 2003 года социально-демографические характеристики процесса старения населения в Российской Федерации претерпели определенные изменения. Показательно, что общая численность пожилых людей с 2004 года снижается (2003 год - 30,5 млн. человек, 2004 год - 30,58 млн. человек, 2005 год - 30,44 млн. человек, 2006 год - 30,18 млн. человек), однако продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше (2003 год - 1,24 млн. человек, 2004 год - 1,31 млн. человек, 2005 год - 1,34 млн. человек, 2006 год - 1,39 млн. человек).

Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 90-х годов различие составляло 8-9 лет, к 2003 году оно увеличилось до 13,6 года, а в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 12 лет.

Большинство пожилых людей проживает в городах (21,3 млн. человек). Старение населения сильнее выражено у сельских жителей: в 2005 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 23,2 процента, среди жителей городов - 19,9 процента. В период до 2007 года процесс старения временно стабилизируется. Доля лиц пожилого возраста составляет 20,6 процента общей численности населения страны.

В дальнейшем, в период до 2016 года, ожидается, что процесс демографического старения населения Российской Федерации отразится на возрастной структуре населения. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 год - 22 процента, 2014 год - 23,8 процента, 2016 год - 24,8 процента). При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения России в долгосрочной перспективе сохранится.

Во всех возрастных группах растет смертность сельского трудоспособного населения. Особенно это характерно для молодых групп населения обоих полов – в возрасте 30-34 лет. Преждевременная смертность населения остается самой острой демографической проблемой на селе. Низкое качество жизни в сельской местности, невозможность получения качественного профессионального образования на селе и невостребованность селом молодых специалистов являются основными причинами оттока молодежи.

Доходы и уровень жизни сельского населения крайне низки. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн. (75,6%) сельских жителей. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. В январе 2003 г. зарплата в сельском хозяйстве составила 1631 руб., или 35% к среднероссийскому уровню. Далеко не решены проблемы занятости и безработицы на селе. Общая безработица на селе в 1 полугодии 2003 г. составляла 10,6%, регистрируемая – 3,9%. Уровень общей безработицы в 7 регионах России был выше 20%. Г. Карелова чрезвычайно актуальной считает и тему социального обслуживания пожилых сельских жителей [30, с. 14]. Из 145, 2 млн. россиян на селе проживает 38,9 млн. чел. Около 9,2 млн. человек составляют лица пенсионного возраста. Женщины составляют 64% сельских жителей пенсионного возраста. В возрастах старше 80 лет находится около 1 млн. чел. Средняя пенсия сельского жителя в среднем на 20% ниже, чем у горожанина. Многие сельские жительницы – вдовы военных лет или вдовы рано умерших супругов, материальная обеспеченность которых более низкая, а состояние здоровья внушает тревогу. Пожилые люди на селе в основном живут в ветхом жилье, часто практически без удобств. Они часто не пользуются положенными социальными льготами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Популярные статьи:

Внутренние регуляторы поведения
В системе воздействий внешних, объективно существующих факторов детерминации социального поведения личность выступает как объект социальной регуляции. Но главным при изучении социального поведения является понимание того, что личность – эт ...

Подходы к определению общества в современной науке.
Общество бесконечно многообразно, поэтому социологи предлагают несколько их классификаций в зависимости от выбранного критерия. В основе одной из классификаций лежит наличие письменности. В дописьменных обществах умели говорить, но не умел ...

Возможные варианты решения проблем становления и развития организации социального обслуживания сельского населения. Опыт организации социального обслуживания и медико-социальной работы в некоторых р
Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов свидетельствует о том, что они являются наиболее незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Почти в один день больш ...