ПриложенияСтраница 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа исследования
Проблемная ситуация:
Все больше молодежи ведут маргинальный образ жизни. В их поведении присутствуют признаки девиантного поведения. При этом само поведение носит ярко выраженный характер протеста, что отражается в их взглядах, суждениях, субкультуре и в целом, ценностной ориентации. Данный процесс наблюдается достаточно давно – ориентировочно на протяжении нескольких десятилетий и имеет повсеместный характер. Однако в различные эпохи принимал разные формы, но все же оставались характерные черты. Этот процесс, несомненно, негативно сказывается на «здоровье» общества. Гносеологическая сторона проблемы заключается в том, что, во-первых, неизвестно, является ли данный процесс новой «болезнью» общества или же это всего лишь новая форма выражения юношеского бунта и максимализма; во-вторых, неизвестно отношение и склонность самой молодежи к данному явлению.
Объект:
Молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет:
Отношение молодежи к маргинализации.
Цель:
Определить отношение и склонность молодежи к маргинализации.
Задачи:
1)Выявить взгляды молодых людей на
а. маргинализацию;
б. идеи отречения от общественных ценностей;
2)Выявить оценку молодежью данного явления;
3)Выявить степень склонности молодежи к маргинализации;
4)Определить закономерности и выделить причины и факторы, влияющие на формирование данного мышления;
5)Выявить социально-демографические характеристики объекта.
Теоретическая интерпретация:
Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физеологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодежи размыты и подвижны, как правило, молодежь причисляют в возрасте 14-30 лет [2]
В нашем исследовании возрастные рамки молодежи 14-20 лет, т.к. позже изучаемое нами явление выражено в меньшей степени.
Маргинализация – процесс перехода личности в состояние маргинальности.
Маргинальность – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной. (…) Во всех случаях культурная маргинальность переплетается с социальной стратификацией и обуславливается социальными процессами.(…)
Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. ХХв. Р.Э. Парком, крупным американским ученым, одним из основателей Чикагской социологической школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистов в социально-психологическом труде «Маргинальный человек», впервые опубликованном в 1937г. [3]
Парк был сосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменного и т.д. [1]
Маргинал (маргинальный человек) (от лат. margo, -inis – край) – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их норм, ценностей и т.д., противоречащих друг другу [2]
Популярные статьи:
Понятия
«глобализация» и «универсализация». Сущность
и характеристика процесса глобализации
С конца XX в. культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация. Это понятие имеет два основных значения. Первое трактует глобализацию как объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на ...
Основные принципы и формы психосоциальной работы с группой
Психосоциальная работа – это одно из возможных направлений деятельности социальных работников системы социальной защиты населения. Лежащая в его основе идея содержит дилемму: «что важнее – личность или её проблема?» И эта дилемма разрешает ...
Динамика численности населения России. Учет населения
Учет населения был налажен еще в Новгородской республике и Киевской Руси. Во многом это требовалось для того, чтобы лучше собирать с жителей налоги, или, как тогда говорили на Руси, подати. С XV века всех податных, т.е. обязанных платить н ...