ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программа исследования

Проблемная ситуация:

Все больше молодежи ведут маргинальный образ жизни. В их поведении присутствуют признаки девиантного поведения. При этом само поведение носит ярко выраженный характер протеста, что отражается в их взглядах, суждениях, субкультуре и в целом, ценностной ориентации. Данный процесс наблюдается достаточно давно – ориентировочно на протяжении нескольких десятилетий и имеет повсеместный характер. Однако в различные эпохи принимал разные формы, но все же оставались характерные черты. Этот процесс, несомненно, негативно сказывается на «здоровье» общества. Гносеологическая сторона проблемы заключается в том, что, во-первых, неизвестно, является ли данный процесс новой «болезнью» общества или же это всего лишь новая форма выражения юношеского бунта и максимализма; во-вторых, неизвестно отношение и склонность самой молодежи к данному явлению.

Объект:

Молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.

Предмет:

Отношение молодежи к маргинализации.

Цель:

Определить отношение и склонность молодежи к маргинализации.

Задачи:

1)Выявить взгляды молодых людей на

а. маргинализацию;

б. идеи отречения от общественных ценностей;

2)Выявить оценку молодежью данного явления;

3)Выявить степень склонности молодежи к маргинализации;

4)Определить закономерности и выделить причины и факторы, влияющие на формирование данного мышления;

5)Выявить социально-демографические характеристики объекта.

Теоретическая интерпретация:

Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физеологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодежи размыты и подвижны, как правило, молодежь причисляют в возрасте 14-30 лет [2]

В нашем исследовании возрастные рамки молодежи 14-20 лет, т.к. позже изучаемое нами явление выражено в меньшей степени.

Маргинализация – процесс перехода личности в состояние маргинальности.

Маргинальность – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной. (…) Во всех случаях культурная маргинальность переплетается с социальной стратификацией и обуславливается социальными процессами.(…)

Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. ХХв. Р.Э. Парком, крупным американским ученым, одним из основателей Чикагской социологической школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистов в социально-психологическом труде «Маргинальный человек», впервые опубликованном в 1937г. [3]

Парк был сосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменного и т.д. [1]

Маргинал (маргинальный человек) (от лат. margo, -inis – край) – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их норм, ценностей и т.д., противоречащих друг другу [2]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Популярные статьи:

Социальное поведение
Отечественные психологические направления – рефлексология, реактология, поведенческая психология, зарубежные концепции бихевиоризма и необихевиоризма не решали проблем адекватного познания личности в системе ее социальных связей и взаимоот ...

Качественная традиция
В противоположность количественным, качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовы ...

Место и значение Брестской области в конфессиональном пространстве современной Беларуси. Характеристика религиозных организаций и конфессий Брестской области
Карта распространения религиозных общин на Беларуси имеет четко определенную внутреннюю границу, которая разделяет Беларусь на две части: восточную и западную. Западная Беларусь выделяется более высоким уровнем религиозности: около 70–80% ...