Основы ранней
реабилитации детей с отклонениями в развитииСтраница 1
В основе ранней реабилитации детей [4]с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная и адекватная диагностика интеллектуальных нарушений. Выявление этих отклонений связано с определенными трудностями, так как интеллектуальное развитие ребенка представляет собой созревание множества разнообразных функций, находящихся в сложном единстве. Отклонения в интеллектуальном развитии могут являться следствием поражения любой функции, определяющей интеллектуальную деятельность ребенка и ее своеобразие.
При диагностике отклонений в умственном развитии ребенка за основу должны быть взяты нормативы нервно-психического развития здоровых детей. Различные отклонения в развитии ребенка сопровождают нарушения в состоянии здоровья и корригируются одновременно с лечением психоневрологической недостаточности. Результаты тестирования используются для контроля эффективности лечения и раннего педагогического вмешательства, они позволяют определить степень сложности индивидуальной программы реабилитации, а также раскрыть основную причину задержки в развитии ребенка. Сравнение уровня развития ребенка-инвалида с возрастными стандартами преследует далеко не главную цель. Важно показать не степень его отставания от здоровых сверстников, а отметить достигнутые успехи в тот или иной отрезок времени. Основная цель диагностики заключается в том, чтобы определить палитру различных видов деятельности, которыми может заниматься ребенок, имея те или иные нарушения жизнедеятельности и страдающий различными видами социальной недостаточности.
Возрастные нормативы нервно-психического развития могут помочь определить сильные и слабые стороны в развитии ребенка и тем самым выделить приоритетные направления в реабилитационной работе. Диагностируя уровень нервно-психического развития ребенка с различными ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью, необходимо иметь в виду, что у всех детей важные жизненные навыки формируются по тождественной схеме и нередко с похожей последовательностью, даже если из-за интеллектуальных нарушений некоторые дети овладевают ими очень медленно. В результате тестирования выясняется, какие практические умения, и в какой последовательности формировались.
Правильно проведенная диагностика достигнутого уровня позволяет определить успехи в обучении ребенка, контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе реабилитации, вносить коррекцию в методику занятий с ребенком.
Программы ранней реабилитации, используемые за рубежом и в лучших отечественных научно-методических и лечебных учреждениях, предполагают в первую очередь обучить ребенка жизненно важным навыкам, которые обычно формируются у детей в раннем возрасте.
Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии обучается очень медленно. Для того чтобы он в меру своих возможностей развивался и осваивал необходимые навыки, следует иметь реалистичную, индивидуальную программу педагогической реабилитации ребенка-инвалида. Приступая к созданию такой программы, надо оценить три взаимосвязанные проблемы:
- конечную цель всей реабилитационной программы, или перечень навыков и умений, которыми ребенок должен в итоге овладеть;
- уровень актуального развития малыша и объем его социальной недостаточности;
- время и средства, имеющиеся для реализации поставленной цели.
Необходимо иметь в виду, что нельзя копировать ни один подход к реабилитации. В каждом конкретном случае следует определить потребности ребенка и, исходя из этого, адаптировать методы реабилитации каждого инвалида к его ограничениям и возможностям.
Популярные статьи:
Объект и предмет социологической науки.
Объектом любой науки называют то, что она изучает, то есть ту реальность, которая попадает в поле зрения данной науки. Объект науки следует отличать от ее предмета, под которым понимается то, под каким углом зрения она рассматривает свой о ...
Основные формы и виды социального обеспечения
В Украине существуют такие формы социального обеспечения 1) обязательное государственное пенсионное страхование; 2) обязательное государственное социальное страхование работников предприятий, учреждений и организаций независимо от форм ...
Личностные качества социального работника
Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Т ...