Физкультурно-оздоровительная реабилитация детей с отклонениями в развитии
Страница 2

Информация » Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии » Физкультурно-оздоровительная реабилитация детей с отклонениями в развитии

Определяющим началом успешного реабилитационного (абилитационного, коррекционного, адаптационного) процесса является возможно ранняя диагностика отклонений в развитии физических качеств, сенсорных анализаторов или интеллекта ребенка с учетом медицинских показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Теория и практика реабилитации детей с аномалиями в развитии выделяют следующие положения:

а) возможно более раннее начало, целенаправленность и непрерывность реабилитации;

б) комплексный характер реабилитации (медицинские работники различного профиля, специалисты по оздоровительной физической культуре, социальной и коррекционной педагогике, специалисты по социальной работе, юристы, экономисты, инженеры-конструкторы вспомогательных средств и оборудования);

в) индивидуальность и адресность системы реабилитационных мероприятий;

г) сочетание двигательного и интеллектуального развития ребенка;

д) совместную деятельность, с одной стороны, медиков, специалистов по социальной работе и педагогов, которые обучают, и, с другой - семьи, которая способствует развитию учения и навыков, помогает в лечении и реабилитации;

е) мотивационный аспект для детей - внедрение игровых методов;

ж) сглаживание противоречий между ребенком-инвалидом и социумом;

з) профессионально ориентирующее, общежитейско-бытовое, сексологическое и другие виды и направленности воспитания личности.

Определяющим, на наш взгляд, принципом успешной абилитации (реабилитации) является самостоятельность деятельности ребенка-адаптан та. Вся система, все навыки и умения, каждое упражнение и действие должны отрабатываться с ребенком и самим ребенком.

Для правильного подбора физических упражнений и других средств физической культуры с целью развития физических качеств, укрепления здоровья и совершенствования детей с умственными и физическими ограничениями необходимы постоянный медицинский контроль и педагогическое наблюдение, квалифицированное определение показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Влияние оздоровительно-физкультурных мероприятий на детей-инвалидов[9] является комплексным и выражается в следующем:

а) психическом воздействии посредством повышения тонуса и благоприятного улучшения эмоционального состояния;

б) тонизирующем воздействии посредством улучшения общего жизненного тонуса и достижения оптимального благоприятного состояния органов и систем организма;

в) функциональном воздействии, которое характеризуется повышением физической деятельности организма и его приспособляемости к физической нагрузке. В одних случаях функциональное воздействие может быть непосредственным - в отношении опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения, дыхания, в других - косвенным: на органы пищеварения, выделительную и другие системы;

г) при структурном или морфологическом воздействии, проявляющемся в стимулировании трофических процессов, предупреждении гипертрофии мускулов, улучшении кровообращения в органах и системах;

д) поддерживающем воздействии, для которого характерны повышенная приспособляемость организма к постепенной физической нагрузке и поддержание созданных в результате систематических занятий двигательных навыков и стереотипов. Двигательные навыки инвалид может легко потерять, если тренировочные занятия будут прерваны;

е) компенсационное воздействие выражается в усовершенствовании отдельных органов и систем, что вызывается необходимостью замены некоторых утраченных функций. Например, при ампутации одной нижней конечности другую необходимо укрепить и усовершенствовать до такой степени, чтобы она могла нести вес тела.

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья путем улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, обмена веществ, повышения устойчивости организма к действию простудного фактора.

Уровень физической подготовленности ребенка с умственными и физическими ограничениями определяется совокупностью показателей реакции организма на физическую нагрузку. При этом характерные особенности физиологии двигательной активности адаптанта связаны с несколькими группами причин: патологическими процессами, затрагивающими практически все системы организма; дегенерацией мышечной ткани вследствие частичной или полной денервации; нарушением согласованности в работе мышц-синергистов и антагонистов; сложностью в пространственной ориентации и координации, восприятии информации, выдаче и исполнении команд управления и др.

Особенно целесообразна в жизнедеятельности детей с умственными и физическими ограничениями профилактика дефицита двигательной активности. Это обусловлено тем, что ребенок-инвалид чаще всего является объектом вынужденного воздействия негативных факторов гиподинамии и гипокинезии (снижение объема и интенсивности двигательной деятельности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение координационной двигательной деятельности). При этом повседневные функциональные изменения малозаметны, однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к негативным изменениям в организме, которые выражаются в:

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Этнические процессы
Выше был охарактеризован один этнический процесс - этническая ассимиляция. Но кроме него существуют и другие. Один из них - процесс этнического слияния (консолидации), заключающийся в том, что несколько близких по культуре и языку соседних ...

Анализ полученных результатов
Данное исследование показало, что сам факт существования в России системы помощи пострадавшим от семейного насилия является чрезвычайно важной составляющей улучшения положения женщин. Даже для лиц, не обратившихся за помощью, само наличие ...

Высшее образование
В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики высшего образования позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы ...