Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей. Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
Страница 2

Информация » Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей » Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей. Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

Далее была проведена диагностика оценки учащимися старших классов своих взаимоотношений с родителями. На первый вопрос нужно было выбрать один из предложенных ответов, а другой вопрос предполагал дополнение опрашиваемым своего варианта при условии отсутствия соответствующего варианта ответа. Вопросы были предложены следующие:

1. Как бы ты оценил отношения, сложившиеся у тебя с родителями? (отметь одну позицию):

– очень хорошие;

– хорошие;

– равнодушные;

– напряженные;

– конфликтные.

2. Если считаешь отношения напряженными или конфликтными, то чем это объясняешь? (можно отметить несколько позиций):

– родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует;

– родители заняты только своей работой и заработками;

– тяжелыми условиями жизни семьи;

– обостренными отношениями между родителями;

– родители меня не любят;

– разводом родителей;

– если другие причины – допиши.

Результаты опроса приведены в таблицах 2, 3.

Таблица 2 - Оценки школьниками своих взаимоотношений с родителями (в %)

Взаимоотношения с родителями

Процент

Очень хорошие

28,1

Хорошие

58,2

Равнодушные

5,7

Напряженные

6,8

Конфликтные

1,4

Исходя из полученных данных, можно выделить три группы отношений, характерных для учащихся старших классов с родителями.

1-я группа – преобладающая (86,3 % опрошенных): благополучные семьи

с хорошими внутрисемейными отношениями, которые каждый третий старшеклассник оценивает даже как «очень хорошие». Это дает основания предполагать, что в этой группе учащихся существуют прочные эмоциональные контакты со старшими. Ребенок чувствует с их стороны понимание и уважение, а значит, авторитет и влияние родителей способствуют его социальной адаптации.

2-я группа – конфликтные семьи,

в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные (8,2 %). Такая семья вряд ли защитит ребенка от жизненных невзгод и неприятностей, которых у него (с учетом специфики школьников возрастной группы 14 – 17 лет) встречается немало.

3-ю группу семей можно условно назвать предконфликтной,

так как состояние своих отношений с родителями сами учащиеся (почти 6 %) характеризуют как равнодушные. А, как известно, именно равнодушие, безразличие к интересам ребенка, его отчужденность от родителей и является первой ступенью к конфликтам с социальной средой.

Обобщая приведенные данные,

можно сказать, что соотношение семей с благополучными и неблагополучными внутрисемейными отношениями среди учащихся старших классов составляет примерно 5 к 1 в пользу благополучных семей (86 % против16 %).

Чем же объясняют старшеклассники напряженно-конфликтные отношения с родителями? Как правило, речь идет не об одной, а о нескольких накладывающихся друг на друга причинах.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Программа исследования Проблемная ситуация: Все больше молодежи ведут маргинальный образ жизни. В их поведении присутствуют признаки девиантного поведения. При этом само поведение носит ярко выраженный характер протеста, что о ...

Метод анализа иерархий
Метод анализа иерархий - способ определить наибольший вклад одного из выбранных сравниваемых факторов в общее направление. Рассмотрев демографию России можно выделить несколько ведущих факторов. Пусть демография складывается из 2-х основны ...

Социальное партнерство как социальное явление: сущность и основные принципы
Идею и историю социального партнерстванеобходимо в тесной связи с цивилизационными процессами, развитием технико-экономической базы и ростом социально-культурного уровня народа. В системе трудовых отношений в индустриальных странах Европы ...