Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из
неблагополучных семей. Диагностика
уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семейСтраница 3
Основными причинами напряженных и конфликтных отношений с родителями, как отмечают 14 % старшеклассников, являются тяжелые условия жизни семьи и возникающие на этой почве обостренные отношения между родителями.
Таблица 3 - Шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями (в %)
Место |
Мотивы |
Процент |
1 |
Тяжелые условия жизни семьи |
8,0 |
2 |
Обостренные отношения между родителями |
5,8 |
3 |
Родители заняты только своей работой и заработками |
2,5 |
4 |
Развод родителей |
1,7 |
5 |
Родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует |
1,5 |
6 |
Родители меня не любят |
1,1 |
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что чем выше авторитет родителей среди своих детей, тем сильнее его воздействие на формирование их социальных установок и жизненных ценностей. С падением авторитета отца или матери усиливается психологическая напряженность в семье, возрастает конфликтность ее членов, растет риск разлада вплоть до распада.
Влияние социально-экономической ситуации в стране на межличностные отношения детей и родителей выступает в качестве основной причины внутрисемейных конфликтов. Этот объективный фактор прямого действия, обусловливает морально-психологический климат и уровень внутрисемейных отношений, в полной мере отражающихся на межличностных контактах родителей с детьми.
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, мы использовали школьных учителей, разговор с самим ребенком.
Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка. Физическое, эмоциональное и психическое развития подростков оценивалось по следующим критериям, выделенным Д.Г. Барнзом:
– отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;
– серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;
– отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;
– наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);
– полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;
– отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);
– отсутствие или избыток дисциплинарных методов.
Результаты проведенного исследования показали, что главными причинами дезадаптации и девиантного поведения подростков из неблагополучных семей являются ошибки семейного воспитания.
Популярные статьи:
Прирост населения
В последние три года негативная динамика изменений естественного прироста несколько сгладилась: Таблица 2: Рождаемость, смертность и естественный прирост населения Республики Саха (Якутия) (на 1000 человек) D t = P t – P 0 где: D t - абсол ...
Понятие, предмет исследования социального обеспечения. Теоретические
основы социальной защиты нетрудоустроенных граждан
Социальная защищенность гражданина – это система норм права, государственных льгот и гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [12, с. 6]. Теоретиче ...
Теоретическая и прикладная социология. Основные функции
социологии
Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерно ...