Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей. Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
Страница 3

Информация » Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей » Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей. Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

Основными причинами напряженных и конфликтных отношений с родителями, как отмечают 14 % старшеклассников, являются тяжелые условия жизни семьи и возникающие на этой почве обостренные отношения между родителями.

Таблица 3 - Шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями (в %)

Место

Мотивы

Процент

1

Тяжелые условия жизни семьи

8,0

2

Обостренные отношения между родителями

5,8

3

Родители заняты только своей работой и заработками

2,5

4

Развод родителей

1,7

5

Родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует

1,5

6

Родители меня не любят

1,1

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что чем выше авторитет родителей среди своих детей, тем сильнее его воздействие на формирование их социальных установок и жизненных ценностей. С падением авторитета отца или матери усиливается психологическая напряженность в семье, возрастает конфликтность ее членов, растет риск разлада вплоть до распада.

Влияние социально-экономической ситуации в стране на межличностные отношения детей и родителей выступает в качестве основной причины внутрисемейных конфликтов. Этот объективный фактор прямого действия, обусловливает морально-психологический климат и уровень внутрисемейных отношений, в полной мере отражающихся на межличностных контактах родителей с детьми.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, мы использовали школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка. Физическое, эмоциональное и психическое развития подростков оценивалось по следующим критериям, выделенным Д.Г. Барнзом:

– отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

– серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;

– отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

– наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

– полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

– отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

– отсутствие или избыток дисциплинарных методов.

Результаты проведенного исследования показали, что главными причинами дезадаптации и девиантного поведения подростков из неблагополучных семей являются ошибки семейного воспитания.

Страницы: 1 2 3 


Популярные статьи:

Прирост населения
В последние три года негативная динамика изменений естественного прироста несколько сгладилась: Таблица 2: Рождаемость, смертность и естественный прирост населения Республики Саха (Якутия) (на 1000 человек) D t = P t – P 0 где: D t - абсол ...

Понятие, предмет исследования социального обеспечения. Теоретические основы социальной защиты нетрудоустроенных граждан
Социальная защищенность гражданина – это система норм права, государственных льгот и гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [12, с. 6]. Теоретиче ...

Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии
Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерно ...