Миссия детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и перспективы развития его деятельности
по защите прав ребенка в Республике БеларусьСтраница 4
В Республике Беларусь более четверти всего населения составляют дети. Социально-экономические и политические последствия проводимых в стране после приобретения суверенитета преобразований самым негативным образом отразились на положении детей и их благополучии. Такие последствия, как ухудшающаяся общая экономическая ситуация в стране, характеризуемая ростом темпов инфляции, падением объемов производства, повышением уровня безработицы, снижением уровня реальных доходов населения, существенно ослабили в первую очередь положение семей с детьми. Большинство из них оказались в ситуации, когда уровень доходов опустился значительно ниже прожиточного минимума. Складывающаяся в таких семьях сложная психологическая обстановка нередко приводит к разводам, в результате чего растет число детей, находящихся в неблагоприятных или даже опасных для них условиях жизни. Материально не обеспеченные семьи, а тем более неполные, не в состоянии выполнять свою естественную социальную роль в обществе — заботиться о детях и воспитывать их полноценными членами общества. Более того, в последнее время, согласно данным официальной статистики, наметилась тревожная тенденция, когда малообеспеченные и многодетные семьи из-за невозможности материально обеспечить семью стремятся устроить своих детей в детские дома, в установленном порядке оформляя отказ от них. Характерным признаком неблагополучного положения детей в Беларуси, как и в других странах СНГ, стал рост социального сиротства, когда дети при живых родителях оказываются предоставленными самим себе. Статистика социального сиротства впечатляет. Если в 1990 г. число детей, оставшихся без попечения родителей составляло 11 200, то в 1997 г. их количество, по разным оценкам, приблизилось к 25 000.
Поддерживая социальную политику государства по предотвращению и профилактике семейных проблем, проблем брошенных детей и детей-сирот, Представительство ЮНИСЕФ в 1998 г. предприняло определенные меры по осуществлению программы "Дети, нуждающиеся в специальной защите". В рамках программы планируется поддержать инициативу Министерства образования Республики Беларусь по разработке концепции реорганизации интернатных учреждений и по созданию моделей новых, альтернативных действующим, форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Изложенные выше факты свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что при проведении социально-экономических реформ органы государственной власти не обеспечили осуществление необходимых мер защиты детей от последствий проводимой социально-экономической политики. Неблагополучная семья фактически превратилась в один из наиболее опасных факторов риска, оказывающих влияние на противоправное поведение подростков.
Согласно аналитическим данным за 1997 г., подготовленным научными сотрудниками отдела криминологии Республиканского НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных групп населения. Подростковая преступность занимает особое место в структуре общей преступности. В 1997 г. несовершеннолетними и с их участием было совершено 9990 преступлений, что на 18,8 % больше, чем в 1992 г. Вырос удельный вес тяжких преступлений. Так, в 1992 г. тяжкие преступления в общей преступности несовершеннолетних составили 19,7 %, в то время как в 1997 г. доля таких преступлений составила 46,7 %. Как свидетельствуют результаты проверок, проводимых органами прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства о несовершеннолетних, проблема преступности несовершеннолетних усугубляется реальным положением дел в системе образования. Учебные заведения не в состоянии компенсировать недостатки семейного воспитания, что фактически обусловливает отклоняющееся или преступное поведение детей. Ситуация такова, что, оказавшись в сложных для них условиях и не получая необходимой защиты от государственных институтов и должностных лиц, дети из неблагополучных семей проводят большую часть времени на улице и становятся либо жертвами преступлений, либо совершают преступления сами. До настоящего времени в Республике Беларусь не создана специальная социальная служба — кризисные центры или приюты для временного пребывания, где могла бы оказываться необходимая социальная и психологическая помощь детям, нуждающимся в специальной защите.
В числе факторов, отрицательно влияющих на состояние преступности, особое место занимает судебная система. В последние годы в качестве меры наказания несовершеннолетним преобладает лишение свободы. Согласно данным уже упоминавшегося исследования в 1997 г. этот вид наказания был назначен 90,3 % от общего числа осужденных несовершеннолетних. В их числе 28,8 % осуждены к реальному лишению свободы, 13,9 % — условно, 47,7 % — с отсрочкой исполнения наказания. В три раза уменьшилось назначение судами такого наказания, как исправительные работы, и в два раза сократилось число осужденных несовершеннолетних, переданных для перевоспитания трудовым коллективам.
Популярные статьи:
Пределы толерантности: к поиску границ толерантного поведения
Сегодня актуализируется вопрос о границах толерантности. Толерантное поведение не предполагает исключений в отношении любой социальной группы (за исключением тех, деятельность которых выходит за рамки, очерченные государственным законом). ...
Когнитивная модель ситуации
Результатом когнитивного моделирования является когнитивная карта проблемной ситуации. Она может быть представлена в качестве ориентированного знакового графа. У каждой дуги есть свой знак. Факторы, влияющие на проблему, подразделяются на: ...
Средний класс в России
Формирование среднего класса в дореволюционной России имело свои специфические особенности. Основной массой этого класса были не частные собственники, а очень пестрая и неоднородная группа людей – чиновники и служащие, студенты и разночинц ...