Основные принципы и формы психосоциальной работы с группойСтраница 2
Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие «система», некоторые теоретики уделяют ему особое внимание, в связи с чем возникла теория социальных систем.
Социальный работник, ориентированный на работу с личностными ценностями, должен знать, что побудить членов группы к «выращиванию» ценностей можно, лишь проявляя заинтересованность в работе, проходя путь коррекции, развития своей личности вместе с остальными членами группы.
В процессе взаимодействия социальный работник не должен полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг — сохранять возможность контроля над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность. Процесс сближения не следует форсировать - он должен органично проявляться на основе происходящих в группе процессов. Недопустимы как его искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного «погружения» и темпах работы.
Поскольку сближение происходит неравномерно, от социального работника требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключиться на другие режимы межличностного взаимодействия.
Групповая работа используется:
1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов;
2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности);
3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;
4) для утверждения личности;
5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности;
б) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.
Обычно используют две основных типологии групп:
1) созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные);
2) созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели (внешне ориентированные).
Первые группы разделяются на два типа:
а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации). В группах социализации цель социальной работы - помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения).
б) группы, цель которых - исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Группы ресоциализации также решают две задачи. Они осуществляют социальный контроль над людьми, недостаточно адаптировавшимися к требованиям общества и не желающими принять на себя социально приемлемые роли, а также оказывают помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.
Задача социального работника заключается:
во-первых, в помощи членам группы при создании системы взаимопомощи (основная задача),
во-вторых, в умении понять и использовать характер и содержание групповых процессов для достижения целей группы,
в-третьих, в умении помочь в этом членам группы,
в-четвертых, в повышении способностей членов группы действовать независимо,
в-пятых, в стремлении осознания членами группы своей общности к моменту прекращения деятельности группы.
В варианте групповой психосоциальной деятельности просматриваются четыре точки опоры:
- это выявление индивидуальных особенностей личности клиента (личность);
- это идея прав человека (право);
- это концепция профессионализма (профессионализм, т.е. помощь от силы, проистекающей из принятия клиента, его образа мышления, образа жизни и уважения к нему, а не от слабости, когда помощь осуществляется из желания «отдать другому всю душу», чтобы он изменился, почувствовал себя счастливым)
Популярные статьи:
США
Студенческое движение в США часто воспринимается как форма молодежного движения, имеющего целью реформирование американской системы образования. Студенческое движение в США возникло одновременно с публичным образованием, если не раньше. Са ...
Социология и политические науки
При определении связи социологии и др. общественных наук особого внимания заслуживает определение ее связи с политическими науками. Эта связь заслуживает особенного внимания, т.к. политические науки имеют предметом своего изучения политику ...
Социально-психологические исследования социальных
установок общества к лицам пожилого и старческого возраста
Занимаясь изучением проблем геронтопсихологии, психологи, прежде всего, стали исследовать социально-психологическую атмосферу, в которой живут пожилые и старые люди, отношение к ним общества, шаблоны и аттитюды, распространенные в социуме ...