Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности [19, с.108]. Можно выделить побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!). Некоторые нормы (например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности) устанавливаются сознательно, на основе расчета или соглашения. Другие (в сфере общественных отношений и быта) поддерживаются многовековой традицией. По отношению к наиболее сильным чувствам, например, эротическим и честолюбивым, нормы обладают большой степенью императивности. Они препятствуют возникновению враждебных чувств у тех, кто должен жить и работать вместе, а также интимных связей, могущих нарушить социально-необходимую дистанцию.

В зарубежной социологии используются также классификации и определения разновидностей норм, выработанные в смежных областях – юристами, этиками, логиками [5, с.38]. Однако, несмотря на большое число работ в этой области, проблема классификации норм и определения видов и типов социальных норм признаётся большинством зарубежных исследователей всё ещё недостаточно разработанной.

Подход советских авторов к проблеме типологии и классификации норм характеризуется прежде всего широким социальным контекстом и выбором социально важных оснований для выделения типов и видов норм. В качестве таких оснований используется уровень социальной организации общества, типы и виды отношений, подлежащих регуляции, степень и форма обязательности нормы, способ образования и действия нормы [5, с.39].

Могут быть выделены нормы по сферам ценностей – идеологические, политические, экономические, эстетические, моральные, нравственные, организационные.

Одни авторы (А.Ф. Вильнянский, В.Н. Подкуйченко, И.И. Серчугов, В.И. Куценко) считают обычаи специфическими проявлениями, формой или средством реализации любой социальной нормы, другие рассматривают их как самостоятельный вид социальных норм (П.Е. Недбайло, А.Ф. Шеюанов, С.В. Курылёв) [55, с.21].

В качестве основания для классификации норм может быть взято их положение в нормативно-ценностной иерархии. На этом основании могут быть выделены нормы основополагающие и второстепенные, универсальные и детализирующие, общие и конкретные [5, с.39].

Соотнесённость норм по способам действия социальных групп и их представителей позволяет классифицировать нормы по целям: нормы, обслуживающие цели перспективные и близкие, конечные и непосредственные.

По способу образования можно выделить нормы, возникающие спонтанно, стихийно, в процессе непосредственного взаимодействия социальных групп и их представителей или сознательно формируемые социальными группами.

По степени формализации могут быть выделены нормы явные, чётко сформулированные и латентные, неявные, подразумеваемые.

По характеру фиксации норм выделяются жёстко фиксированные и нормы динамичные, гибкие, адаптируемые к условиям и обстоятельствам деятельности.

По степени распространённости в обществе можно выделить привычки (частые) и табу (редкие).

В зависимости от строгости соблюдения можно выделить:

1. Нормы, за нарушение которых следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

2. Нормы, за несоблюдение которых будет жёсткое наказание (изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь).

В зависимости от роли в жизни людей выделяются нормы уважения к людям и нормы бытового поведения людей.

По механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей можно выделить:

1. Нормы-идеалы (ориентиры для самосовершенствования).

2. Нормы-образцы поведения (средство для достижения цели).

3. Профессиональные нормы (правила поведение сотрудников в коллективе).

4. Статистические нормы (нормы, присущие большинству).

Можно ещё выделить 2 типа норм по масштабности:

1. Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах.

2. Нормы, которые возникают и существуют в больших социальных группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Ключевые понятия и их интерпретация
Два ключевые понятия, отражающие предмет и объект исследования: совместительство и преподаватель. Косвенные понятия – качество образования и заработная плата профессорско-преподавательского состава. Возьмем определение понятия «совместител ...

Способы подавления студенческих выступлений
Любое недовольство студентов, ранее воспринимавшееся как внутреннее дело того или иного вуза, ныне все чаще подлежит разбирательству государственных административных органов, деятельность которых имеет ярко выраженный антидемократический х ...

Понятие социализации
Процессы взаимодействия личности и общества подразделяются на структурные (развитие внешней и внутренней отнесенности) и динамические (соединение «привнесенности» и «привноси мости»). Если структурные процессы, определяющие взаимоположение ...