Формирование и совершенствование социальных отношений как одна из важнейших задач теории и организации социальной работы
Страница 2

Информация » Национальная модель социально-экономического развития РБ и актуальные проблемы теории и практики социальной работы » Формирование и совершенствование социальных отношений как одна из важнейших задач теории и организации социальной работы

Говоря о самостоятельности, целостности социальной сферы, не следует представлять ее как нечто обособленное. Точно также как, скажем, экономика «проникает» во все другие сферы общества, также и социальное как продукт социальной сферы (или относящееся к социальной сфере) присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Главное отличие социального – человекозащитное, гуманистическое содержание, его присутствие в воспроизводстве и изменении социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, в формировании и удовлетворении их жизненных потребностей. Социальный менеджмент (как и социальная политика) преследует цель всестороннего утверждения социальных ценностей, обеспечения полноправной жизни личности в социуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальную среду.

Если попытаться структурировать социальную сферу, то в качестве ее компонентов можно выделить прежде всего людей, (социальную структуру общества) с их потребностями, интересами, социальными ценностями и качествами; во-вторых, социальные системы (соответствующие территориальные образования, организации, коллективы и т.д.), с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальные потребности; в-третьих, взаимодействия, отношения людей (классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей; в-четвертых, принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях.

Анализ состояния социальной сферы можно осуществить по следующим направлениям: 1) комплекс условий труда, быта и досуга; 2) степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация, литература, искусство и т.д.); 3) гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защита прав и достоинств личности и др.; 4) возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненного самоопределения – от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями, уровнем подготовленности и отношением к делу; 5) реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.

Итак, реальной формой отношений в социальной сфере выступает удовлетворение человеческих потребностей. Однако вопрос в том, каким способом каждый из субъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит ли ущерба другим людям, удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумные потребности? Не рождает ли это социальных конфликтов, не увеличивает ли количество тех, кто станет нуждаться в социальной защите.

Иными словами – знание состояния социальных отношений дает ключ к дифференциации технологий организации – социальной защиты, поиску наиболее эффективных форм и методов удовлетворения потребностей социальных групп и личностей.

И здесь в систему факторов эффективного социального влияния вплетается такое понятие (и явление), как социальная среда, необходимость учитывать особенности ее составляющих.

Социальная среда

– это окружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные (материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группы людей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять эту среду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность.

Социальная среда имеет структуру: можно выделить следующие структурные компоненты социальной среды: а) общественные условия жизни людей; б) социальные действия людей; в) их отношения в процессе совместной деятельности и общения; г) социальные общности, в которые люди объединяются.

Социальная среда – явление сложное, многоуровневое, многоаспектное. Можно говорить о макросреде и микросреде. Макросреда – экономическая, социальная, политическая и духовная система отношений. Микросреда – непосредственное социальное окружение человека – семья, неформальная группа, трудовой, учебный коллектив.

Для успешной организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты важно иметь конкретное представление о видах социальной среды, которые выделяются по разным основаниям. В социологической литературе в качестве оснований и видов социальной среды рассматриваются следующие:

а) по степени общности – человечество в целом как планетарная общность; общественно-экономическая формация; государство; класс; нация; общественная организация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив;

б) по целям и способам действия – производственно-трудовая, учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-просветительная, спортивная, военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.;

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Структура социологического знания
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Основанием для выделения фундаментал ...

Психологические особенности коммуникаций
Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того чтобы выступление человека оказало нужный эффект ...

Пример анкеты
Уважаемые Студенты! Данное социологическое исследование проводится для того, чтобы выявить способы организации учебного процесса, которые бы стимулировали студентов для обучения. Ваши искренние ответы помогут определить наиболее эффективны ...