Статистика образования. Основные понятия статистики образования

Информация » Статистика образования » Статистика образования. Основные понятия статистики образования

Образование

- это процесс развития личности, который осуществляется как сторонними педагогами, так и личностью самостоятельно. В процессе образования человек овладевает социально значимым опытом человечества путем получения знаний, умений и навыков. Основной путь образования - обучение. [1]

Существующий рынок услуг образования

как в России так и за рубежом, особенно школьного, направлен в основном на автоматическое заучивание как бы ниоткуда появившихся законов, правил, литературных произведений, никак не разъясняемых в диалектике, в развитии и в их связи с условиями жизни на момент возникновения. [2]

С другой стороны, эти знания совершенно оторваны от сегодняшних задач развития общества. Всё это воспитывает в людях схоластическое отношение к действительности, непонимание взаимосвязи между отдельными явлениями одной и тем более нескольких разнородных сторон жизни, вырабатывает в учащихся стойкую нелюбовь к науке и абсолютное неумение приложить полученные знания к сегодняшней практической жизни.

Между тем, если даже с некоторым трудом признать, что большинство учащихся неспособны впитать в себя более углубленный по сути, но не казуистический и не формализованный подход к преподаваемым знаниям, то некоторая часть молодых людей, иногда начиная с первых лет жизни, могла бы пойти на существенно углубленное творческое восприятие преподаваемых дисциплин и готовых впоследствии воспитать в себе принципиально высокотворческое отношение к действительности.

Статистика образования- отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования. [3] Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.

Рассмотрение системы показателей статистики образования следует начать с интегрального показателя - уровня образования населения, который измеряется численностью населения по ступеням полученного образования.

Основным источником сведений об образовательном уровне населения являются сплошные и выборочные переписи населения. Учитывая важность этого показателя. Статистическая Комиссия ООН рекомендовала его для включения в число основных вопросов переписного листа при проведении переписей населения в 1999-2001 гг.

В программу переписи населения 1989 г. и выборочного социально-демографического обследования, которое проводилось в Российской Федерации в 1994 г., были включены вопросы о названии учебного заведения, числе оконченных классов (курсов), типе образовательного учреждения, в котором опрашиваемое лицо на момент переписи училось, сведения о посещении детьми младше 6 лет дошкольных учреждений. Предусматривалось также получение данных о лицах, не имеющих начального образования. [4]

В результате обобщения итогов обследования были получены сведения о численности лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное образование; данные о лицах, не имеющих начального образования, а также о половозрастном составе лиц с соответствующим образованием. При этом программа разработки итогов сплошной и выборочной переписей содержит также большое число группировочных таблиц, в которых сведения об образовательном уровне приводятся в увязке с другими социально-демографическими показателями. [5]

В период между переписями производятся текущие оценки уровня образования. За базу расчетов принимаются данные последней переписи о численности населения по соответствующим видам образования, используются данные годовых разработок об уровне образования умерших и мигрантов, отчетные данные о численности лиц, получивших общее среднее (полное и неполное), среднее специальное и высшее образование. В связи с возможными погрешностями расчетов широко применяются относительные показатели. [6]

В числе других показателей статистики образования используются количественные и качественные характеристики развития системы и деятельности образовательных учреждений с учетом особенностей учебного процесса на каждой ступени.


Популярные статьи:

Проблема перенаселенности
Всегда перед человечеством стояла проблема перенаселенности. Она заключается в превышении численности населения над возможностями общества в создании товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Состояние произво ...

Особенности структурного строения целей и ценностных ориентаций личности
Одной из важнейших проблем современной философии, социологических и психологических исследований является проблема структурного строения и регуляционных функций ценностных ориентаций. Анализ их структуры включает соотношение смыслообразующ ...

Демографическая политика Беларуси
За суетой ежедневных забот, поиском внешних и внутренних врагов, в погоне за галопирующим ростом ВВП, правительство часто забывает одну простую истину. Весь наш валовой продукт, дожинки, инвестиции и новая библиотека нужны для граждан Бела ...