Финансирования социальной защиты населения
Страница 1

Социально-экономические реформы, осуществляемые в ходе становления в России рыночной экономики, привели к радикальным переменам в жизни общества. Важнейшим их следствием стали преобразования в форме собственности, сводившиеся, в частности, к возникновению наряду с государственными негосударственных форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальную сферу. Последствия оказались противоречивыми, прежде всего потому, что параллельно с традиционным государственным бесплатным обслуживанием начал формироваться рынок социальных услуг.

В связи с появлением негосударственных учреждений социального обслуживания изменилось предложение, и у людей появилась реальная возможность выбора наиболее предпочтительных форм медицинского обслуживания, страхования и т.п.

Социальная защита оказалась во многом уравнительной, не адресной и потому недостаточной и неэффективной. Особенно заметно ухудшилось материальное положение пенсионеров, инвалидов и многодетных семей, т.е. наиболее - уязвимых, малообеспеченных социальных групп населения России. [3]. К основным принципам финансирования социальной работы на местном уровне можно отнести следующие:

- принцип использования финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов;

- принцип социального реагирования в связи с инфляцией, повышением прожиточного минимума, стоимости продовольственной корзины, уровня цен на жилье;

- принцип дифференцированного подхода при определении размера ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий;

- принципы экономической самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством;

- критерии экономической эффективности, с учетом объема социальных расходов;

- учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям;

- преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.

До сих пор остается нерешенной проблема регулярности выплат заработной платы. [13]

На крайне низком уровне продолжают оставаться и размеры пенсий. Средняя величина почти на треть меньше величины прожиточного минимума, притом, что покупательская способность их сократилась вдвое.

Объективности следует заметить, что в сложившихся экономических условиях были предприняты попытки смягчить отрицательные последствия резкого падения уровня жизни и частично компенсировать потери наиболее нуждающимся группам населения. Однако компенсационные меры по индексации заработной платы и других денежных доходов населения зачастую запаздывали и не в полной мере возмещали вызванный инфляцией ущерб от обесценения денег. В конечном счете, все это отрицательно сказалось на финансовом обеспечении бюджетной сферы социального обслуживания населения.

Сегодня финансирование социального обслуживания населения многоканально. Средства на его нужды поступают из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, внебюджетных социальных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Сюда же направляются средства, принадлежащие предприятиям, организациям и учреждениям различных форм собственности, а также средства населения, спонсоров и специализированных доходов, в том числе и международных. Затраты консолидированного бюджета на социальные мероприятия вместе с расходами трех внебюджетных социальных фондов составляют примерно 17-18% ВВП. [14,15] Расходы из всех источников финансирования социального обслуживания в настоящее время значительно выше. Данные цифры не учитывают ресурсы, направленные на социальное обслуживание населения, во-первых, социальные услуги, оплачиваемые предприятиями, организациями и учреждениями, во-вторых, выплаты пенсий из негосударственных пенсионных фондов, и, наконец, в-третьих, расходы населения на оплату социальных услуг, приобретаемых не только в открытой, контролируемой государством, но и в теневой экономике, масштабы которой составляют от 40 до 69% легального хозяйства.[11,16]

Самофинансирование социального обслуживания населения приобрело, широкие масштабы и позволяет сделать вывод о том, что сейчас спрос на социальное обслуживание населения не удовлетворен. Возникновение неудовлетворительного спроса вызвано главным образом сокращением размеров бесплатного или льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы. При этом спрос на социальные услуги во многом спровоцирован снижением расходов государства на бюджетную сферу.

Недостаточность бюджетного финансирования социальной защиты населения усиливается применением сметной формы финансирования, которой свойственны недостатки. При такой форме выделения финансовых ресурсов утрачивается или по крайней мере существенно ослабляется связь затрат и результатов - финансируется не объем и качество выполненной работы (услуг), а время присутствия на работе. При таком подходе оплата труда ставится в прямую зависимость от образования, стажа работы, должности, отработанного времени. При этом качество работы и обслуживания лишь подразумевается, но прямо и конкретно не учитывается. Способ нормирования труда при таком варианте сметного финансирования неизбежно ведет к уравниловке и в конечном счете снижению стимулов эффективности деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Изобретения наших вождей
В.Ленин был признанным первопроходцем: он строил государственный капитализм и разрушил все производственные отношения - банковские, финансовые, кредитные, налоговые, ценовые, денежные и другие. Результаты известны. Начиная с Б.Ельцина влас ...

Характеристика понятия «удовлетворенность браком»
В социологической науке удовлетворенность браком определяют как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений». [1; с.12] В психологической науке основные факторы, характеризующие внутрисемейную ситуац ...

Глобальные проблемы современности
Демография: динамика, процессы и тенденции. Продовольственное обеспечение населения планеты. Топливно-сырьевая ситуация в современном мире. Сохранение мира, разоружение и конверсия военного производства. Экологические перегрузки: экономиче ...