Финансирования социальной защиты населения
Страница 2

В условиях регулируемой рыночной экономики необходимо увязывать финансовые ресурсы с результатами работы. Достигаться это должно, главным образом, за счет применения контрактных форм взаимодействия государства и соответствующих социальных учреждений и организаций, напрямую не подчиненных государственным органам власти и действующих на хозрасчетной коммерческой или некоммерческой основе при выполнении заказов государства. Финансовые взаимоотношения между последним и обслуживающими учреждениями и организациями, которых связывает контракт, определяются рыночным механизмом. Преимущество этих форм финансирования - в освобождении от организационной жесткости прикрепления обслуживающей организации к определенным властным структурам, т.е. от принципа финансирования «по подчиненности».

Формой использования финансовых ресурсов бюджета на нужды сферы социальной защиты является предоставление ее учреждениям и организациям, находящимся на хозрасчете и имеющим самостоятельные доходы, т.е. предоставляющим услуги за плату.

Как правило, причиной существования субсидий и дотаций из бюджета являлись многочисленные и разнообразные льготы для различных слоев и социальных групп населения. Диапазон их необычайно широк - от полной бесплатности до частичного участия в возмещении затрат. Льгота всегда выступает альтернативой повышения индивидуального денежного дохода. Реально существуют два варианта повышения благосостояния: либо путем увеличения индивидуальных денежных доходов, получаемых за счет распределения по труду, а также через систему социального страхования и социального обеспечения, либо путем сдерживания роста денежных доходов и развития системы льгот в приобретении товаров и услуг. [17]

Первый вариант более естественен, поскольку требует повышения отдачи, более производительного труда. В этом смысле он экономически эффективен. При нем увеличение потребности базируется на росте производства и не нуждается в централизованном перераспределении доходов. Высокий уровень индивидуального денежного дохода в условиях нормального (не инфляционного) развития обеспечивает достаточно высокий уровень потребления, в том числе и услуг социальной сферы. Льготы в России - это частичная расплата за низкий уровень заработной платы и социальных выплат.

Широкое использование аппарата льгот на социальные услуги не вписывается в режим рыночного хозяйства. Это, однако, не означает, что льготами, финансируемыми из бюджета, не следует пользоваться, поскольку целевое льготирование в отличие от выплаты денежной компенсации связывает экономическую помощь государства с потреблением конкретного блага и услуги.

Создание внебюджетных социальных фондов в жестких условиях рыночной экономики было направлено на достижение большей социальной защищенности населения. На практике это означало соблюдение страховой основы формирования ресурсов специализированных социальных фондов, строго целевого расходования их средств, обеспечение возможности периодической индексации выплат за счет прироста накоплений фонда.

Внебюджетные социальные фонды (Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) в том виде, в котором они сегодня существуют, представляют собой систему мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих конституционные права и гарантии граждан России в получении социальной помощи. Однако, несмотря на то, что формально система внебюджетных социальных фондов функционирует автономно, все они лишены права по своему усмотрению, с учетом складывающейся ситуации изменять условия формирования собственной ресурсной базы, прежде всего, пересматривать ставки страховых взносов. В нынешних условиях внедрение в деятельность внебюджетных фондов страховых принципов затрудняется. Вместе с тем перспектива развития и финансирования социальной помощи населения на важнейших участках социальной сферы, к которым относятся различные виды и формы социального страхования, должна сохраниться за внебюджетными фондами.

Существующая функциональная структура этих фондов носит укрупненный характер. Три внебюджетных фонда охватывают важнейшие секторы и направления в деятельности социального обслуживания и социальной сферы. Мировой опыт показывает, что многие страны, увеличивая расходы на социальное развитие, идут по пути их детализации и специализации. В этой связи представляются недальновидными попытки укрупнения социальных внебюджетных фондов, в частности объединения Фонда социального страхования с Фондом обязательного медицинского страхования. И хотя сегодня возможности ресурсного обеспечения государственного социального страхования ограничены, как правило, не по вине собственно фонда, в интересах перспективного развития нужно сохранить самостоятельное существование этих фондов.

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Социальная статика
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти д ...

Анализ процессов естественного движения населения
Мальчиков всегда рождается больше, чем девочек, но смертность мужского населения значительно превышает смертность женского. Итоги переписей 1959,1970,1979,1989 гг. отмечали процесс постепенного выравнивания соотношения мужчин и женщин с 11 ...

Посткризисный период развития Ливанской республики в 1990 гг.
Дату поражения войск М. Ауна в октябре 1990 года историки считают началом восстановительного периода в современной истории Ливана после шестнадцатилетней войны и глубокого социально-экономического спада, охватившего страну. Многолетний кри ...