Социальная адаптация и ее значение в социализации воспитанников детского дома. Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
Страница 1

Информация » Особенности социальной адаптации детей из детского дома » Социальная адаптация и ее значение в социализации воспитанников детского дома. Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме

Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Первые приюты открывались при монастырях и лишь к XVIII–XIX веках многие из них стали патронировать государством.

В России первый приют для «зазорных» младенцев был основан в Новгороде митрополитом Иовом в 1706 году. Петр I передал дело призрения государству, открыв 10 воспитательных домов, называвшихся «сиропитательницами». При преемниках Петра I они были закрыты и вновь открылись при Екатерине II. Первые такие воспитательные дома открылись в Москве (1764), Петербурге (1770), а затем и других губернских городах. Число детей в воспитательных домах быстро росло. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи в приютах приводили к высокой детской смертности.

В России детские приюты для детей старше 3 лет возникли в XVIII веке при монастырях. Первый немонастырский приют был открыт в Петербурге в 1837 году при Демидовском доме призрения трудящихся, он назывался «детскими комнатами». В 1838 году был создан Комитет главного попечительства детских приютов, предложивший в 1839 году Положение о детском приюте. В разработке этого Положения принимал участие В.Ф. Одоевский. По данному положению, цель детских приютов – предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Первоначально дети посещали эти приюты лишь в дневное время, в 1846 году был разрешен ночлег, а в 1847 году и постоянное проживание детей.

До Октябрьской революции 1917 года в России детские приюты находились в разном подчинении и финансировались из разных источников: благотворительных обществ, частных лиц и ведомств. После Октябрьской революции все учреждения для детей-сирот были закрыты. Заботу о воспитании и содержании детей полностью взяло на себя государство. Были организованы детские учреждения для детей до 3 лет, которые стали называться «домами ребенка», и для детей старше трех лет (они получили название «детских домов»). В результате большой реорганизации детских домов в 50–60 годы XX века большинство детских домов было превращено в школы-интернаты.

Первая, а затем и Вторая мировые войны, мощные экономические кризисы и социальные потрясения привели к появлению множества покинутых детей, детей без родителей… Такие дети заполняли больницы, детские дома, дома ребенка.

Несмотря на значительный прогресс в деле призрения детей-сирот, который наблюдался на протяжении XX века, те, кто имел к этому отношение, видели то же, что и столетия назад. Дети, оставшиеся без родителей постоянно или временно – отстают в развитии, имеют серьезные эмоциональные нарушения, чаще болеют и очень часто умирают.

Вначале думали, что причины этого – бедность, плохая пища, плохие условия. Когда с этим справились, были созданы хорошие, чистые приюты и больницы, где соблюдались все гигиенические правила, был обеспечен должный медицинский уход, состояние детей не изменилось к лучшему, а в некоторых случаях даже ухудшилось.

Следующая версия – обедненная среда: однообразная, казенная обстановка, малое количество игрушек, недостаток впечатлений. Решение этой проблемы не привело к успеху.

Решающий прорыв был сделан в середине XX века психологами Д. Боулби и Р. Шпицем, доказавшими первостепенную значимость для развития ребенка материнской заботы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Популярные статьи:

Внебюджетные фонды, принципы их организации. Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях ...

Исследования проблемы установки в общей и социальной психологии
Понятие «социальная установка», или аттитюд (от англ. attitude) достаточно широко исследуется с начала XX века. Им определяется едва ли не самый важный психологический механизм включения индивида в социальную систему. Будучи обращенным одн ...

Понятие молодёжных и общественных объединений
Общественные объединения, как и государственные органы, входят в институциональную «подсистему» политической системы общества. Это добровольные ассоциации граждан («группы интересов»), создаваемые в установленном законом порядке. Они выраж ...