Теоретико-методологические основы образования осужденных в пенитенциарном
учреждении. Исторические аспекты становления системы
образования осужденных в пенитенциарных учрежденияхСтраница 1
Появление термина «пенитенциарная система» связано с именем монаха бенедиктианского ордена Жана Мабильона, который предложил особую систему мер исправления преступников. По его мнению, спасения человека, впавшего в грех преступления (его исправления), можно достичь через духовное очищение - молитвы и покаяние, а также содержания (наказания) греховной плоти в условиях сурового заключения.
В России в самом начале XIX века был образован Высший орган суда и надзора, который просуществовал до 1917 года. Времена монархического строя можно охарактеризовать тем, что в данный период образование в местах лишения свободы не вменялись. Царское правительство опутало всю страну сложной системой тюрем и постоянно ее развивало. Тюрьмы, ведомства, министерства юстиции с их огромным числом (719) составили небольшую часть этой сети. Их дополняли 495 этапов и полуэтапов, 704 арестных дома, 20 военных тюрем и дисциплинарных частей, 23 крепости, 23 гауптвахты, 7 тюрем морского ведомства, 20 монастырских тюрем, 61 учреждение для несовершеннолетних, 1000 арестных помещений при политических участках и 93 арестных помещения для сыскных отделений. К ним следует прибавить еще 16 371 арестное помещение при волостных судах. Ежегодно через эти тюрьмы проходило 185 931 человек.
При всей бесчеловечности содержания осужденных в досоветский период все же пробивались сквозь непробиваемую стену бюрократизма и произвола служителей Высшего органа суда и надзора голоса наиболее гуманистически настроенных деятелей в уголовно-исполнительных системах: «Прежде всего сердца, сердца!».
Советская власть от своих предшественников получила в наследство порядком расстроенную и запущенную службу исполнения уголовных наказаний. Особенно тяжелое положение сложилось с обеспечением нормальных материально-бытовых условий содержания осужденных. Но страна, пережившая первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции и ввергнутая в войну гражданскую, не имела необходимых материальных и людских ресурсов для основательного переустройства старой системы исполнения уголовных наказаний /7, с.25/.
От тюрем – к воспитательным учреждениям – таков был принцип Советского государства по совершенствованию деятельности мест лишения свободы. В Российской Федерации образовались две независимые друг от друга службы исполнения наказаний в виде лишения свободы: одна в ведении Наркомюста, другая – НКВД. Тем самым был заложен фундамент приснопамятной системы, именуемой ГУЛАГом. Все Исправительно-трудовые колонии России подразделялись на 3 группы.
Первую составляли учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера. Сюда входили: дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии – сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома.
Во вторую группу включались места заключения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера, в частности трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 16 до 20 лет.
Третья группа мест заключения – учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера – колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, больницы и иные медицинские учреждения.
При всем настрое мест лишения свободы на более-менее гуманистические начала, образование так же не вменялось. Если и были люди, пытавшиеся поставить данный вопрос, то на своем пути они встречали довольно существенные преграды.
Примечательным фактом развития обучения в ГУЛАГе является то, что 3.01.30 г. на должность начальника управления лагерей особого назначения принят Митрофан Васильевич Слонимский, бывший священнослужитель, отрекшийся от сана, ранее служивший в 1919 году политруком полка на Восточном фронте. В 1921 году он был командирован на должность председателя Иркутского ГУБЧЕКа для работы по борьбе с бандитизмом. С 27.12.32 г. – начальник управления ОГПУ по ДВК, а с 12.10.34 г. – начальнику управления рабоче-крестьянской милиции по ДВК. Осенью 1935 года М.В. Слонимский переведен в г. Калинин на должность начальника областного отдела милиции, где в 1938 году был арестован.
М.В. Слонимский наряду с привитием трудовых навыков заключенным лагерей, требовал поднять их интеллектуальный уровень и политическую грамотность путем общеобразовательного и профессионального обучения, а также ознакомления с основами Советского строя и обязанностей гражданина Советской республики. В своем приказе № 1 от 17.02.1930 года М.В. Слонимский обязывал сотрудников: «Обратить внимание на развертывание культурно-просветительской работы в лагерях. Особенно неотложной задачей в настоящее время является ликвидация общей и политической неграмотности рабочего и крестьянского населения заключенных. Культпросветработа в среднем должна соответствовать классовому характеру исправительно-трудовой жизни заключенных, происходящих из рабочего класса и крестьянства, соответствовать задачам коммунистического просвещения и воспитания, а также показать, что исправительная система лагерей, построенная на обязательном труде, даст заключенным возможность постепенного облегчения лагерного режима, включительно до приближения его к вольным работам».
Популярные статьи:
Актуализация
содержания и проблем социального управления и социальной работы
Современная картина мира претерпевает огромные изменения, которые не могут не отражаться так или иначе на всех сферах жизни и деятельности населяющих планету людей. Исследователи отмечают, что в современном мире осуществляется колоссальная ...
Содержание и средства социальной работы
Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте. Выясняет пол, возраст, состо ...
Экономическая сущность интеллектуальной миграции. Интеллектуальная
миграция: общая характеристика
В современном мире человеческий фактор социально-экономического развития стал непосредственным капиталом. А миграция формирует значительнейшую часть этого капитала. Данная функция миграции получает зримое выражение в ее количественных пара ...