Социальная педагогика — это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования.

Социальная помощь — это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная поддержка – специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Социальный работник (т. е. соционом) – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

Социальная реабилитация

процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выяснить сущность, механизм и основные компоненты социального управления.

Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и др. группы.

Ценности – общественно значимые для личности, общества в целом материальные и социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для людей.

Человек как член социума является объектом социально-педагогической теории и практики в единстве его индивидуальных и общественных характеристик.

7. Краткое описание методов исследования

Первый метод – наблюдение

, т.е. прямая регистрация событий очевидцем.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям. Тот процент осужденных, который первично осознал деструктивность противоправного поведения и приверженность асоциальным идеалам и ценностям и решил встать на путь исправления, записавшись в школу, поступив в институт, найдя дорогу в храм, по освобождению в большинстве снова встает на путь нарушения закона возвращаясь в места лишения свободы.

Проводя соучаствующее (включенное) наблюдение исследователь может слышать палитру мнений и наблюдать гамму мировоззрений. Часто видно искреннее желание не возвращаться в колонию, но попадая в ситуацию, нарушающую «кодекс чести», либо представляющую опасность для близких, бывших осужденный использует силовые методы противостояния агрессору, что приводит к негативным последствиям.

В большинстве наблюдается сплошной аморализм, цинично скрываемый перед представителями закона. В таком направлении осужденный взращивает в себе целое искусство лести и «хамелеона», что приводит осужденного к состоянию «двойного стандарта». Этот основной процент преступного контингента нуждается в качественной психологической помощи, т.к. не имеет еще укорененных ценностных установок и находится в состоянии психологических колебаний «между добром и злом».

Небольшой процент идеологов преступного мира – это каста рецидивистов, которые укоренились в ценностях «воровской идеологии» и пользуясь авторитетом среди неопытных в арестантской жизни людей, манипулируют сознанием осужденной массы в своих целях. Всякое непослушание здесь подавляется силовыми как психологическими, так и физическими давлениями. Работа с данной категорией осужденных представляет особую сложность и включает в себя все техники и методы работы в местах лишения свободы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Популярные статьи:

Развитие системных идей в социологии
В современной социологии наиболее сильное развитие получили системные представления. Ведущими среди них являются структуралистские концепции единства общества (функционализм), развиваемые в трудах Э.Дюркгейма, А.Малиновского, Р.Мертона, К. ...

Поведенческая культура, направленная на непричинение вреда здоровью других людей
Нет никакого сомнения в том, что на данный момент просвещение подростков по вопросам ВИЧ-инфекции – лучший способ предотвращения этой болезни. Просвещение должно давать ясную, правдивую и точную информацию о том, какое влияние оказывает ВИ ...

Библиотека в современном обществе. Значение публичных библиотек
Публичные библиотеки являются частью национальной библиотечно-информационной системы Российской Федерации. Эти библиотеки обеспечивают всеобщий и равный доступ к всевозможным знаниям и информации для всех граждан, участвуют в экономическом ...