Посткризисный период развития Ливанской республики в 1990 гг.Страница 1
Дату поражения войск М. Ауна в октябре 1990 года историки считают началом восстановительного периода в современной истории Ливана после шестнадцатилетней войны и глубокого социально-экономического спада, охватившего страну.
Многолетний кризис привел к глубоким изменениям в конфессиональной и социальной структуре ливанского общества. Он определялся, прежде всего, активными миграционными процессами, которые повлияли не только на места расселения конфессиональных общин, но и на занятость их членов; разрушение рынков труда и социальной стратификации в обществе. Сократилась численность христианского населения и, напротив, увеличилась численность мусульман. Преобладание христиан в эмиграционных потоках негативно сказалось на количественном соотношении христиан и мусульман в целом на Ближнем Востоке.
Миграционные процессы изменили демографическую обстановку в стране. Снизились темпы роста населения. Увеличилась численность женщин и сократилась численность мужчин. Проявилась социальная дезинтеграция общества, так как война разрушила существовавшие в Ливане социальные связи и структуры.
На протяжении всех лет социально-экономического кризиса население сталкивалось с нарушением прав человека. Отсутствовала свобода выбора места проживания, а переселенцы испытывали экономические и социально-психологические сложности адаптации на новом месте. Вставали проблемы здравоохранения и оказания социальной помощи. Усилилась социальная поляризация населения. Названные социальные и конфессиональные аспекты развития ливанского общества в период кризиса определили социально-демографические характеристики в посткризисный период.
По статистическим данным, к 1994 году шииты составили 35% населения Ливана, сунниты 25% и друзы – 5%. Таким образом, общее количество членов мусульманских общин составило большинство населения по стране – 65%1. Христианское население оказалось в меньшинстве.
В целом численность населения в Ливане за последние 6 лет (с 1992 года по 1998 год) не претерпела особых изменений:
1992 год |
1994 год |
1995 год |
1996 год |
1998 год |
3439000 |
3620395 |
3695921 |
3776317 |
3505794 |
Возрастная структура ливанского населения отразила тенденции, свойственные демографической ситуации Ливана в посткризисный период.
Соответствующие данные по 1996 году были следующими:
Возраст |
Процент от общей численности населения |
Количество мужского населения |
Количество женского населения |
0–14 лет |
36 |
687631 |
662100 |
15–59 лет |
59 |
1049689 |
1163255 |
Старше 60 лет |
5 |
98406 |
115236 |
Однако к 1998 году эти показатели несколько изменились:
Возраст |
Процент от общей численности населения |
Количество мужского населения |
Количество женского населения |
0–14 лет |
30 |
532688 |
512979 |
15–64 лет |
64 |
1060903 |
1174236 |
Старше 65 лет |
6 |
102946 |
122042 |
Общее соотношение женского и мужского населения в стране осталось как в 1996 году, так и в 1998 году, одинаковым: при рождении на 1 женщину и в 1996 году и в 1998 году приходилось 1,05 мужчин; в возрастном интервале от 0 до 15 лет на 1 женщину приходилось уже 1,04 мужчины; в группе от 15 до 64 лет это соотношение было 1 к 0,9 и в возрастном периоде от 65 лет и старше – 1 к 0,85. Общее соотношение мужского и женского населения в посткризисном Ливане выглядит как пропорция 1 : 0,95 (женщина : мужчина). Подобная ситуация отразила тенденцию, сформировавшуюся еще в кризисный период: увеличение доли женского населения в ливанском обществе. Намеченное в посткризисный период увеличение доли мужского населения в возрастной группе от 0 до 15 лет говорит об изменениях в структуре полов в ливанском обществе в последние годы.
Популярные статьи:
Основные формы и виды социального обеспечения
В Украине существуют такие формы социального обеспечения 1) обязательное государственное пенсионное страхование; 2) обязательное государственное социальное страхование работников предприятий, учреждений и организаций независимо от форм ...
Пример анкеты
Уважаемые Студенты! Данное социологическое исследование проводится для того, чтобы выявить способы организации учебного процесса, которые бы стимулировали студентов для обучения. Ваши искренние ответы помогут определить наиболее эффективны ...
Диалектика внешней и внутренней регуляции поведения
Было бы неправильно представлять, что внешние и внутренние регуляторы существуют рядоположно, относительно независимо друг от друга. Здесь они рассмотрены отдельно не по принципиальным соображениям, а скорее с дидактическими целями. В дейс ...