Посткризисный период развития Ливанской республики в 1990 гг.
Страница 3

Информация » Посткризисный период развития Ливанской республики в 1990 гг.

Исследование 1995 года отразило месячные расходы семьи из 5 человек при доходе 600 долларов (это черта бедности в Ливане): 36% от этой суммы уходило на продукты питания, 15% на покупку одежды, 4,5% на покупку медикаментов, 15% на школьные расходы трех детей из этой семьи (остальные расходы не были включены).

Социальная поляризация ливанского общества остается достаточно сильной. Как любой стране, восстанавливающей свою экономику и социальную сферу, Ливану невозможно избежать подобных социальных проблем.

Тем не менее, заслугой правительства Харири остается то, что несмотря на свои «амбициозные планы» превращения Ливана в передовую экономически развитую страну, в программе реконструкции и развития страны ведущие позиции наравне с экономическими секторами занимает решение вопросов социальной политики.

В этом большую роль должен был играть, по замыслу Р. Харири, Совет по Реконструкции и Развитию Ливана (СРР). Он был создан в 1977 году, в самом начале длительного кризиса. Являясь общественной организацией, СРР частично заменил Министерство планирования, взяв на себя функции управления деятельностью по восстановлению ливанской экономики и общества. Полномочия СРР были огромны, а механизмы принятия решений упрощались и позволяли избегать в работе излишней бюрократической рутины.

В основные задачи Совета входили: подготовка общих планов и программ развития и реконструкции Ливана, а также поиск возможных иностранных инвесторов для реализации этих целей. В пределах компетенции СРР были реорганизация государственных структур управления, восстановление и реконструкция инфраструктуры, подписание контрактов и соглашений о финансировании восстановительных программ. Однако осуществление всех проектов было возможно только после одобрения их правительством Ливана.

На время войны СРР оставался одним из самых могущественных органов общегосударственного значения, функционировавших в Ливане в этот период. Принимая же во внимание многолетний кризис законодательной и исполнительной власти в стране, совпавший с периодом межрелигиозных конфликтов, вмешательства со стороны Сирии и израильской агрессии, СРР, сконцентрировавший большие финансовые и экономические полномочия, стал играть определяющую роль в посткризисный период в восстановлении и дальнейшем развитии Ливана.

Разработанный Советом генеральный план восстановления («Горизонт 2000»), требующий на свое воплощение 18 млрд. долларов, включает большое число проектов, относящихся к развитию всех сфер жизни ливанского общества – производственного сектора, инфраструктуры, социального сектора. Все эти программы и проекты напрямую связаны с министерствами и другими правительственными структурами. Именно они осуществляют выполнение всех проектов СРР. Совет же, являясь автором проекта, занимается поиском инвесторов, осуществляет контроль за его выполнением и отчитывается о расходах перед инвесторами.

Среди иностранных инвесторов, участвовавших в проектах СРР можно назвать Всемирный банк, Арабский Фонд экономического и социального развития, Европейское сообщество, а также ряд организаций высокоразвитых стран (Япония, Франция, Канада).

С 1992 года, помимо финансовой помощи, Совету министерствами и соответствующими службами оказывается и техническая помощь как в организации эффективной работы структур самого СРР, так и в выполнении его проектов. Большая техническая помощь по компьютеризации и общей технической реорганизации в министерствах поступила со стороны Европейского сообщества. В разработке проектов также участвуют иностранные консультанты.

В самом СРР создан Отдел управления Программой, осуществляющий посредническую и координирующую деятельность между министерствами и службами, работающими над реализацией проектов. Этот отдел также выполняет роль справочной и информационной службы.

Однако политика руководства страны основывается не столько на ориентации на иностранную помощь, сколько на поиске собственных ресурсов как финансовых, так и человеческих. Правительство рассчитывает на поддержку ливанцев, эмигрировавших в период кри-зиса, на молодых специалистов и бизнесменов, имеющих ливанские корни, на связи с богатой диаспорой. Для этого создаются специальные программы по привлечению эмиграции к работе по восстановлению и реконструкции страны.

Например, в Ливане с 1997 года действует программа TOKTEN (TransferofKnow-howThroughExpatriateNations – «Передача знаний через нации экспатриантов»), учредителями которой являются ООН, ЮНЕСКО, Центр Ливанских Исследований, Совет по реконструкции и развитию. Эта программа, действующая во всем мире, выявляет и мобилизует эмигрантов, выходцев из Ливана. Их представители, достигшие профессионального успеха, могут проводить различные консультации и разрабатывать краткосрочные проекты в Ливане под эгидой ООН.

Как указывалось выше, кризис в Ливане спровоцировал отъезд из страны большого числа специалистов. «Утечка умов» происходила и среди студентов, которые, уезжая на стажировку за границу, не возвращались в Ливан. Нуждаясь в квалифицированных кадрах, руководство страны отдает предпочтение в найме на работу бывшим эмигрантам, выходцам из Ливана.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Популярные статьи:

Заключение.
Уже долгое время исследователи рассматривают вопрос конфликтов в обществе, у каждого есть свое мнение на этот счет. Сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретиче ...

Преступление и система правосудия
Преступление – форма девиантного поведения, достигшего степени социальной опасности, определяемой уголовным законом. Отличительной чертой преступления можно назвать то, что индивиды, нарушающие закон, могут быть арестованы, судимы, объявле ...

Первые шаги профсоюзного движения США
Промышленная революция начала XIX столетия привела к возникновению и быстрому росту промышленного капитализма в США. Особенно благотворное влияние на развитие промышленности оказали: война с Мексикой, «золотая лихорадка», разработка и испо ...