Система статистических показателей, характеризующих демографическую ситуацию в регионе
Страница 1

Информация » Демографическая ситуация в Республике Бурятия » Система статистических показателей, характеризующих демографическую ситуацию в регионе

Показатели численности и динамики населения:

Численность постоянного населения. Постоянное население равно наличному населению, от численности которого вычитаются временно присутствующие в момент переписи на данной территории и прибавляются временно отсутствующие жители этой местности.

Численность наличного населения. Наличное население равно постоянному, из которого вычитают временно отсутствующее население и прибавляют лиц, временно находящихся на данной территории.

Численность населения на начало периода (обычно на 01.01.). Переписи населения обычно проводятся в декабре или январе, поэтому критический момент не совпадает с первым января. Чтобы получить численность населения на начало года к данным переписи, если она проводилась в конце предшествующего года, прибавляют результаты естественного и миграционного движения населения за тот промежуток времени, который отделяет дату переписи от 1 января следующего года. Результаты естественного и миграционного движения вычитают, если перепись проводилась после 1 января текущего года. Подобным образом делается и оценка численности населения в межпереписные годы. Переписи населения обычно проводятся в декабре или январе, поэтому критический момент не совпадает с первым января. Чтобы получить численность населения на начало года к данным переписи, если она проводилась в конце предшествующего года, прибавляют результаты естественного и миграционного движения населения за тот промежуток времени, который отделяет дату переписи от 1 января следующего года. Результаты естественного и миграционного движения вычитают, если перепись проводилась после 1 января текущего года. Подобным образом делается и оценка численности населения в межпереписные годы.

Среднегодовая численность населения (среднее население). Сумма численностей населения на начало одного и другого года (к примеру, на 01.01.2004 г. и 01.01.2005 г.) делится на 2. Если имеются промежуточные данные, например, на первое число каждого квартала, то проще всего найти среднеквартальные численности, сложить их и разделить на число кварталов. Также можно поступить и для нахождения среднегодовой численности за ряд лет.

Доля региона, федерального округа, России в населении федерального округа, страны, мира. Численность населения региона делится на численность населения страны (федерального округа) и умножается на 100. Население должно быть в обоих случаях или наличное или постоянное и приниматься на одну и ту же дату.

Темпы роста (сокращения) численности населения. Частное от деления численности населения на начало данного года (может быть принят прогнозный год) на численность населения на начало прошедшего года (любого года истекшего периода). Умножая результат деления на 100, получают темп роста в процентах. Обратная величина темпу роста находится делением 100 на указанный темп. При росте в 1.5 раза (150%) уровень снизится на 1/3, т.е. будет равен 66.7%, при росте в 1.2 раза (20%), уровень сократится на 16.7% и будет равен 83.3%.

Темпы прироста (сокращения) численности населения. От темпа роста (сокращения) вычитается 100. Например, темп роста 105.2%. Тогда темп прироста равен 105.2-100 =5.2%.

Средний темп роста населения. Из темпа роста извлекается корень той степени, которая равна продолжительности расчетного периода. Так, если темп роста за десять лет составляет 2,0042, то среднегодовые темпы равны 1.072. Это число получается при извлечении корня десятой степени.

Средний темп прироста населения. Среднегодовой темп прироста находится вычитанием от среднего темпа роста единицы. 1.072 - 1.0 = 0.072 (или 7,2% в год). Следовательно, чтобы удвоить явление в течение 10 лет нужны среднегодовые темпы прироста не менее чем в 7%.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Школа как фактор социализации личности. Социально-психологическая адаптация учащегося.
Как уже говорилось ранее, социализация и социальная адаптация личности неразрывно связаны между собой, а школа выступает как важнейший институт создания условий для успешной социализации и адаптации личности человека. Социально-психологиче ...

Анализ влиянияинформированности о ВИЧ - инфекции на поведенческую культуру подростков (по результатам конкретного социологического исследования школьников 6-10-х классов гимназии №40 Октябрьского р
Проведенный теоретический анализ позволил сформировать основу для проведения эмпирического социологического исследования. Объектом данного исследования является поведенческая культура подростков 6-10-х классов, гимназии №40 Октябрьского ра ...

Структурный функционализм
Бурное развитие эмпирической социологии в США в 20-30-е годы, а затем и в Европе, сыграло, несомненно, очень важную роль в дальнейшем развитии всей социологической науки, резко усилило ее связь с реальной общественной жизнью и повысило пре ...