Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома. Организация и проведение исследования
Страница 4

Информация » Особенности социальной адаптации детей из детского дома » Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома. Организация и проведение исследования

Из таблицы 1 мы видим, что дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я – идеальным» и «Я – реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети-сироты ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.

Таким образом, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в Тарногском детском доме, это далеко не так.

У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний».

Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.

То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.

Мы исследовали уровень социальной адаптации у мальчиков и девочек, воспитывающихся в Тарногском детском доме с целью выявления отклонений в психологическом состоянии, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения.

Таблица 2. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников Тарногского детского дома

Мальчики

Адаптация

Дезадаптация

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Неприятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Уход от решения проблем

68–170

68–170

22–52

14–35

12–30

14–35

14–35

14–35

26–25

18–45

6–15

10–25

10–25

106.2

90.2

32

16.7

20.5

18.8

24.2

18.3

39.7

25

8.8

17.5

17

Девочки

Адаптация

Дезадаптация

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Неприятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Уход от решения проблем

109.2

97.8

36

18.2

20

17

20.8

21.2

45.7

25.8

7.5

17.7

15.3

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Популярные статьи:

Демографическая политика развитых стран
Говоря о высокоиндустриальных странах, в подавляющем большинстве прирост населения в них сильно сократился, а в некоторых равен нулю. В ряде стран в отдельные годы наблюдалась даже депопуляция, т.е. превышение смертности над рождаемостью. ...

Общие рекомендации по экономике страны
Экономика страны есть совокупность производственных отношений плюс государственные системы дифференцированного ограничения рентабельности деятельности в пользу промышленности и сельского хозяйства, оплаты труда, ценообразования, лимитирова ...

Религия
Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и дейс ...